Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Мужчина и женщина
Главная страница /
Зал акушерской и социально-психологической литературы
Мужчина и женщина
Их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни
Под ред. Проф. А.С. Догеля и женщ.-врача А.Н. Шабановой. - С.- Петербург: Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1911 (?). – В 3 Т.Т. – Т. 1. – 739с.
С. 306. Книзу грудная клетка расширяется одинаково у обоих полов, если только она у женщины не изуродована корсетом и тесной шнуровкой; в общем, она даже больше расширена книзу у женщины.
Мужчина дышит обыкновенно, если только нет повышенной дыхательной потребности, только с помощью грудобрюшной преграды (брюшное дыхание). У женщины же, при нормальных условиях, участие грудобрюшной преграды в дыхании очень незначительно; дыхание происходит у неё обыкновенно путём подъёма рёбер (грудное дыхание). При усиленной дыхательной деятельности мужчина и женщина дышат и тем, и другим способом.
Очень много писалось о том, представляет ли, действительно, эта разница один из вторичных половых признаков. Приводят пример, что брюшные органы женщины претерпевают во время беременности значительное увеличение в массе, что должно было бы мешать свободе брюшного дыхания; что постоянное грудное дыхание является, следовательно, приспособлением к половым функциям. Высказывается и взгляд, что женская одежда, и в особенности шнуровка корсета, сдавливает грудобрюшную преграду; исследования среди некультурных племён и среди женщин, никогда не носивших корсета, обнаружили, что у них также преобладает брюшное дыхание, - по крайней мере, сколько-нибудь значительной разницы в сравнении с мужчинами у них не замечается. Грудное дыхание большинства женщин культурных народов есть только дурная привычка, не оставляемая и в то время, когда корсет снимается (наше выделение).
С. 308. Больший размер живота по сравнению с грудной клеткой и большая выпуклость его составляют черты, опять-таки больше сближающие женщину с ребёнком, чем мужчину.
С. 311. Такая значительная удалённость осей ног от срединной линии тела, с которой совпадает центр тяжести, является причиной некоторой неловкости женщины при быстром движении, – вследствие необходимости поддерживать по возможности всё время центр тяжести с помощью вращения таза. Гиртль верно заметил, что бег – единственное движение, которое женщина делает неграциозно.
С. 313. Женские внутренние органы, хотя абсолютно в большинстве и менее крупны, но относительно, по сравнению с весом тела, весят больше. (О селезёнке утверждают даже, что она, и абсолютно взятая, значительно тяжелее у женщины).
С. 314. В отношении процентного веса внутренних органов женщина стоит ближе к ребёнку, чем мужчина.
С. 318. Другая, и, пожалуй, главная причина действительно менее развитого женского мозга кроется в том, что женская мускулатура развита слабее (наше выделение).
С. 320. Слабость женской мускулатуры обусловливает собой более нежный скелет и менее сильное развитие мозга, а также менее интенсивное сгорание веществ.
С. 322. Гавелокк Эллис: «Если мы обратимся к расследованию высшего человеческого типа, каковым признаются гениальные люди, то мы найдём в нём поразительное сходство с детским типом. Гениальные люди бывают обыкновенно небольшого роста, обладают умеренным головным мозгом и общим выражением лица, как и своим темпераментом, напоминают ребёнка».
С. 329. Физический труд оживляет кровообращение, способствует пищеварению, укрепляет мускулы и как гимнастика – благоприятствует здоровью и красоте.
Особенно большое значение имеет для женщины половая жизнь. Ко времени наступления половой зрелости девушка расцветает, как распускается розовый бутон….С прекращением половой деятельности наступает пожилой возраст женщины-матроны, продолжающийся приблизительно от сорока пяти до шестидесяти лет, а затем наступает старость….На общее состояние организма кормление дурно не влияет и не только не расслабляет его, как думали прежде врачи, но, напротив, укрепляет, что следует приписать более энергичному обмену веществ вследствие лучшего питания в период кормления.
Беременность.
С. 386. принятый в настоящее время у многих народов пояс беременных имеет также исключительно значение амулета…Будучи надет пониже на живот, он может предохранить от очень тягостной иногда отвислости живота. Возможно, этим стягиванием живота имелось в виду также воспрепятствовать слишком сильному росту плода и предотвратить возможное возникновение от этого опасности при родах. Но как это бывает со многими средствами, имевшими первоначально целесообразное назначение, - с течением времени пояс этот начали носить, не принимая в расчёт индивидуальных условий отдельных случаев и не отдавая себе отчёта в том, какое он оказывает действие; все надежды стали возлагать на суеверные церемонии, соблюдающиеся при его надевании, или на прикрепляемые к нему амулеты и мистические заклинания, надписываемые или вышиваемые на нём. К тому же разряду суеверных средств относится обычай ношения беременными змеиной кожи в виде пояса, принятый в маркграфстве Бранденбургском.
В Венгрии и Болгарии женщины боятся скрывать свою беременность, так как от этого ребёнок может начать поздно говорить или совсем остаться немым.
С. 387. Довольно тяжёлым осложнением беременности, не наблюдаемым в нормальных условиях, но встречающимся сравнительно часто, следует назвать воспаление почек у беременных. У некоторых женщин это явление повторяется при каждой беременности, и последствием этого воспаления бывает появление в моче довольно значительного количества белка.
Роды.
С. 397. В цивилизованных странах большей частью перерезывают пуповину ещё до рождения детского места ножницами.
С. 399. У народов же менее цивилизованных влияние естественного подбора сказалось в другом приспособлении: у них кости женского таза развились так, что ширина его соответствует надобности родов.
Что же касается неправильного положения плода, – очень вероятно, что наблюдающиеся неправильности его почти всегда имеют причиной вредные привычки в одежде и, прежде всего, расслабление (что сомнительно – наша вставка) мускулов живота.
С. 400. По единодушному сообщению путешественников, дикарки почти не испытывают страданий во время родов.
С. 409. Надлежащим образом применённый наркоз влечёт за собой также полное расслабление всех тех мускулов, которые подчинены нашей воле, а, при усиленном применении его, парализует и ту неподчинённую нашей воле мускулатуру, которая состоит из гладких волокон и из которых именно и составлена стенка матки. С расслаблением подчинённых нашей воле мускулов, особенно судорожно сокращающихся при возбуждении от страданий, устраняется очень существенное препятствие как для родов без акушерской помощи, так и для акушерского вмешательства.
С. 409. Родовспомогательные заведения прежде давали ужасающий процент смертности рожениц. Огромной заслугой акушера Земмельвейса (работавшего в Вене и Будапеште в пятидесятых годах девятнадцатого столетия – наша вставка) неоценённой при жизни его, было его открытие, что [лихорадочные] болезни рожениц вызываются болезнетворными микробами, которые переносят врач-акушер или акушерка на роженицу и с неё, в свою очередь, на других здоровых. Результатом этого явилось педантически тщательное мытьё рук и умерщвление могущих быть на них болезнетворных микробов, - по целесообразному предложению Земмельвейса, хлорной водой. К этой дезинфекции рук присоединилась несколько десятилетий спустя предохранительная мера, предложенная выдающимся немецким акушером Кальтенбахом и состоящая в том, что все инструменты, применяемые при родах, были изготовлены из таких материалов, которые дали бы возможность прокипятить их при каждом их употреблении.
С. 415. Нередко случается у роженицы выпадение или выворот матки. Заворот заключается в том, что, прежде чем успела сократиться шейка матки. Расширившаяся при родах, раненная внутренняя поверхность её выворачивается через влагалище наружу, как быстро стягиваемый чулок или перчатка. Это может произойти и по вине самой роженицы, если она в последней стадии периода изгнания или отделения последа слишком сильно напрягает брюшной пресс; в большинстве же случаев виноваты в этом акушерки,…если они тянут ребёнка или пуповину раньше, чем не вышел ещё послед (наше выделение). Необходимо, чтобы врач как можно скорее вправил её обратно потому что позже, когда зев матки уже снова значительно сократится, вправить её обратно бывает очень трудно, иногда даже совсем невозможно.
Явление выпадения матки несколько проще. Оно состоит в том, что вследствие ослабления связок и растянутой стенки влагалища, матка сдвигается к половой щели и выворачивается влагалище.
И у первобытных народов выпадение представляет не особенно редкое явление. Обыкновенно роженица старается сама помочь беде, пытаясь собственными руками вдвинуть выпавшую матку обратно. Повивальные бабки засовывают обыкновенно платок или пучок мочалы, чтобы удерживать на месте вдвинутую матку.
С. 419. Но у родильницы наблюдаются нередко и умственные расстройства, при которых повышение температуры тела не может быть установлено с помощью термометра, - иногда она даже бывает явно ниже нормальной. Тем не менее некоторые врачи держатся того мнения, что и эти умственные расстройства родильниц обусловливаются особого рода инфекцией….Родильницы, подвергающиеся подобным умственным расстройствам, большей частью оказываются страдавшими раньше сильной нервной возбудимостью, и часто происходят из семейств, в которых вообще часто наблюдались душевные болезни.
С. 420. По законам Моисея (З. Моис. 12, ст. 2-5), женщина, родившая мальчика, считается нечистой в течение семи дней и в течение тридцати трёх дней не допускается к посещению храма; для женщины же, родившей девочку, срок установлен двойной (две недели и 66 дней).
Сочинения Гиппократа также предписывают срок после рождения девочки не более сорока двух дней и не менее двадцати пяти; после рождения мальчика же минимальный срок установлен двадцатидневный и максимальный тридцатидневный.
С. 425. Большим распространением пользуется также обычай бинтовать родильницу, имеющий целью помочь сокращению ослабевших брюшных покровов и предохранить от того, чтобы живот не остался вздутым….В Париже вместо накладывания тяжести, под спину родильницы подкладывают развёрнутое полотенце, и концы его на животе закрепляют булавками, сильно стягивая таким образом живот. Почти тот же обычай существует и в Великобритании.
Мы считаем этот обычай нецелесообразным, так как этим исключается нормальное чередование сокращений и расслаблений мышц живота, то есть нарушается естественная деятельность их, а опыт свидетельствует, что всякий человеческий орган ослабляется от неупражнения. Надо предположить, что бинтуемые брюшные покровы становятся слабее небинтуемых и сохраняют меньшую сопротивляемость по отношению к растяжению.
С. 431. В Германии эта жидкость, выделяемая молочными железами новорождённых, известна под названием «молока ведьм».
С. 432. Но интереснее случай, сообщённый Берлинскому антропологическому обществу исследователем Бернгардом Орнштейном, который сам видел несколько раз в Греции в 1846 году одного отца, кормившего собственной грудью своего почти уже двухлетнего сына в таких случаях, когда его жена, очень болезненная, не могла накормить его досыта.
Один исследователь удостоверяет, что в Новой Зеландии нередко встречаются женщины, берущие на себя кормление малюток, хотя сами никогда не рожали.
Существует немало достоверных данных и о том, что у старух, давно утративших способность выделения молока, она может снова появляться. Множество подобных случаев сообщают об индейцах Северной и Южной Америки, также о многих негритянских племенах Африки и о некоторых кавказских народностях. Безусловно удостоверено, что на Яве пользуется всеобщим распространением обычай кормления детей старухами, имеющими там специальное наименование «Mpeng». Знаменитый миссионер и исследователь Африки Ливингстон свидетельствует, что довольно часто видел у бечуан бабок, кормивших грудью своих внуков. Одна бабка доставляла внуку довольно много молока, хотя сама кормила в последний раз своего собственного ребёнка не менее, как за пятнадцать лет до того.
С. 434. Самым целесообразным правилом можно считать прикладывание ребёнка к груди тотчас по пробуждении родильницы от первого сна, т.е. приблизительно через 12 часов после родов. Но у большинства народов принято не давать ребёнку груди в течение первых трёх дней его жизни. У древних греков и римлян первое кормление отодвигалось, по-видимому, на четыре дня.
С. 436. У женщин готтентотского и кафрского племени кормящая грудь настолько сильно отвисает, что мать может протягивать её под мышкой или перекидывать через плечо и кормить ею, таким образом, ребёнка, которого носит на спине.
С. 438. Заменяется материнское молоко преимущественно некоторыми плодами, всего успешнее бананами или же молоком не вполне созревших кокосовых орехов.
Всё же приходится сказать, что неспособность к кормлению, по-видимому, так же передаётся по наследству, как и множество других недостатков и преимуществ живых существ. В общем, индивидуумы, рождающиеся подобными наследственными недостатками, большей частью гибнут в борьбе за существование с другими, более приспособленными существами, - и у первобытных народов дальнейшему унаследованию неспособности к кормлению, несомненно, препятствует то, что именно дети страдающей этим недостатком женщины гибнут в первый же год жизни от недостатка в пище.
Если принять во внимание, что такие молодые женщины, благодаря тому, что новорождённый их не связывает надолго, приобретали известные преимущества в борьбе за существование и могли в один и тот же промежуток времени производить на свет больше детей, чем кормящие женщины, - становится понятным, что неспособность кормить всё больше и больше распространялась с течением времени у культурных народов.
…Достаточно даже несведущему человеку взглянуть на двух детей, которые родились одинаково здоровыми, но из которых один вскармливается женским молоком, а другой - каким-нибудь искусственным продуктом, чтобы сразу убедиться, насколько первое благоприятнее для питания ребёнка.
С. 440. Чувствительные нервы, которыми обильно снабжены грудные соски, стоят при посредстве головного и спинного мозга в известной связи с теми нервными стволиками, которые направляются к половым органам. Сосание вызывает рефлекторно сразу же сокращение матки, в чём можно убедиться даже на ощупь. Этот факт был известен ещё в древнейшие времена…Эти движения, происходящие при сосании в половом аппарате, доставляют женщине – сознательно или бессознательно – большое чувственное наслаждение; некоторые женщины уверяют даже, что это наслаждение несравненно сильнее того, которое они испытывают при половом общении. Чувственное наслаждение, испытываемое при кормлении грудью, побуждает женщин затягивать даже кормление грудью как можно дольше. У эскимосов мать часто кормит грудью детей даже до 14-ти и 15-тилетнего возраста, хотя они уже много лет питаются при этом и другой пищей (наше выделение). Очень долго кормят своих детей также индианки Северной и Южной Америки, - первые до 12-го года, вторые не менее 4-5 лет. В Китае и Японии кормление грудью длится часто до 10-летнего возраста детей; эстонцы и некоторые кавказские племена затягивают кормление ещё и теперь до двух лет, часто также и турки: в Сербии и в Греции – часто до шестилетнего возраста.
С. 446. Так как наука ещё не нашла вполне удовлетворительного объяснения того, какие именно причины вызывают нормально наступление родов к концу сороковой недели беременности, то она не может объяснить и того, отчего происходят преждевременные роды….Женщина то и дело выкидывает, большей частью в один и тот же период беременности.
Если массаж неблагоразумно производится на беременных, то это приводит к выкидышам.
Болезни почек, которые могут нарушить правильное удаление ядов (представляющих собой большею частью продукты собственно обмена веществ матери), ведут в некоторых случаях к смерти плода и к его преждевременному выталкиванию. То же можно сказать и о тех ядах, которые развиваются в кишечнике матери, заболевшей дизентерией.
С. 453. В случаях, когда нельзя установить причины самопроизвольных выкидышей, врачу остаётся только предписать беременной строгий покой и лежание в постели в течение всего того периода беременности, когда у неё обыкновенно наступал выкидыш (наше выделение).
С. 454. Теоретически, как это ни удивительно, плодовитость очень высоко чтут и китайцы. Хотя у них широко практикуется даже убийство новорождённых. …Обычай, религия и закон позволяют мужу выгонять бесплодную жену или даже такую, которая рождает одних девочек. Так было у древних германцев, почти у всех славянских народов и у всех мусульман, - семитов и турок.
С. 457. …Приём внутрь таких средств, которым приписывается свойство возбуждения половой чувствительности; это так называемые aphrodisiaca.
С. 488. Сто восемьдесят тысяч внебрачных детей рождается ежегодно в одной только Германии, двадцать процентов всего числа рождений составляют внебрачные рождения! А по последним вычислениям, на каждую замужнюю мать приходится одна незамужняя!
С. 490. Мы знаем наверное, несомненно, что природа работает всегда с наивозможно меньшей затратой силы, необходимой для достижения задуманного ею, и потому выбирает также всегда для этого кратчайший и следовательно самый прямой путь.
В природе царит закономерный результат причины и следствия, а не намерений и целей.
С. 491. У здоровой женщины беременность сопровождается только приятными чувствами, - нет ни тени угнетённого настроения, тошноты, а тем более болей. Здоровая женщина может до последнего часа беременности вполне беспрепятственно отдаваться обычным занятиям и обязанностям, без малейшего ограничения, и есть, и пить всё, как всегда. Без всякого страха может она ожидать момента родов, так как для неё это нисколько не трудный момент, нисколько не грозящий страданиями и опасностями; в самое короткое время, в какие-нибудь пол-часа-час, она переносит роды при нескольких схватках, без значительной потери крови, совершенно как и здоровая самка животного. Даже схватки являются не в виде болей, а виде так называемых потуг.
С. 503. Необходимо, чтобы культура не ставила никаких препятствий свободному и добровольному соединению женщины [с мужчиной] – ни моральных, ни экономических. Экономическое и нравственное положение женщины должно быть всегда и при всяких условиях таково, чтобы её свободное соединение никогда не встречало презрения к себе, чтобы оно зависело от её собственной душевной и физической воли, от её половой готовности, от её любви, а не от воли и произвола мужчины, эксплуатирующего экономическую нужду женщины (наше выделение).
(Лили Браун, Берлин)
С. 506. В то время как мужчина, не стеснённый половыми ограничениями, мог беспрепятственно следовать своим инстинктам и посвящать все силы осуществлению своих личных желаний, - первым проникшим в сознание человека законом природы (наше выделение) явился тот, который приковывает мать к ребёнку и требует подчинения её желаний и стремлений желаниям и стремлениям ребёнка.
С. 507. По обычаю и праву почти всех народов древности, женщине одной вменялась в обязанность супружеская верность, только её прелюбодеяние казнилось смертью. Она жила дома почти в тюремной оторванности от всей жизни, а так как в брак она вступала очень рано, большей частью даже не повидав предварительно мужа, выбранного для неё родителями. То ей оставался чуждым весь мир любви с его ярким, пышным расцветом, на плодотворной почве которого единственно и созревают великие художественные образы. Любовь, делавшая мужчину поэтом и героем, вливавшая огонь в его жилы, была ей знакома в лучшем случае в виде маленького огонька домашнего очага, предназначенного согревать дом и семью мира.
Христианство нанесло в этом отношении женщинам ещё более вреда, чем язычество, когда заклеймило и самый пол, объявив его греховным (наше выделение).
С. 508. «Умерщвление плоти» стало однозначным с проклятием женщины.
Собор в Метце ещё строже укрепил это повеление, запретив священникам общение даже с матерями и сёстрами. Завет целомудрия, распространявшийся в первую пору христианства только на монахов, стал отныне обязательным для всего духовенства.
Церковь не только достигла результатов прямо противоположных тем, к которым стремилась, - так как помимо внебрачных половых сношений и быстрого роста проституции народились, особенно в монастырях, противоестественные пороки, - но и всей нравственной жизни народа принесла вред, последствия которого существуют и до сих пор и который всей тяжестью обрушился на женщину.
Внешнее освящение брака путём возведения его в таинство и объявление его нерасторжимым не могло охранить его от внутреннего распада, на который обрекла церковь интимнейшие отношения людей друг к другу.
С. 509. И большей частью своих психологических и нравственных сторон женский вопрос обязан этому взгляду на любовь и брак, вкоренённому римской церковью в народное сознание.
Ведь не женщина почиталась в образе мадонны, не воплощение любви или материнства, как в некоторых языческих культах, а непорочная Дева, ставшая матерью не силой любви своей, а силой чуда. Половая любовь была заклеймена печатью греха, - как привилегия, она была предоставлена презреннейшим из женщин – вот тяжкий, глубокий ущерб, который нанесла церковь всему умственному и душевному развитию женщины (наше выделение).
С. 513. Женский ум только тогда своеобразен, когда его оплодотворяет чувство. Эпоха Ренессанса даёт нам самое яркое доказательство того, что высокие подъёмы культуры всегда совпадают с сознательным отбрасыванием аскетизма, с энергичным утверждением жизни, - и женщины Ренессанса также доказывают, что свобода представляет и для женщины коренное условие яркого расцвета индивидуальности. В такие исторические эпохи, как Возрождение, повторяется то, что мы могли наблюдать и в период расцвета Греции: духовный рост гетеры. Прелестной возлюбленной (Диана де Пуатье) двух французских королей Франция обязана самыми прекрасными цветами своего художественного Ренессанса. Её образованность, её ум, её вкус оказали несомненно более прочное влияние на течение этой эпохи, чем учёные сочинения её современниц, добивавшихся только лавров личной славы.
Там, где общее образование женщины вырождалось в одностороннюю учёность и где женщины выступали как художники, поэты и ораторы, – больше всего бросается в глаза одна характерная черта: и научные, и художественные создания их носят чисто мужскую печать, и высшей похвалой, которой их чтили, было признание за ними мужского ума.
С. 515. Даже выдающиеся женщины давали иногда самим себе обет целомудрия, потому что не могли найти гармонического слияния служения науке или искусству с физической жизнью женщины и матери. К ним принадлежала Виттория Колонна, знаменитая поэтесса, бессмертная подруга Микельанджело. И она не сумела, при всей умственной высоте, на которой она стояла, несмотря на крупные духовные силы, которыми она обладала, перекинуть мост через пропасть, отделяющую женщину, как половое существо, от женщины, как художника и учёного.
С. 519. Учёность женщин была чисто поверхностной, вся она была не что иное, как тот фаустовский «учёный хлам», который натуры сильные сбрасывают с себя, как пёстрые тряпки, чтобы, только освободившись от него, стать самим собой.
С. 520. Екатерина II, бывшая по меньшей мере такой же выдающейся властительницей, как и Мария Терезия, отличалась от неё тем, что сумела проявить своей литературной деятельностью то богатство духовного мира, которое осталось недоступным австрийской императрице. Для доказательства тесной связи между удовлетворением любовных потребностей и индивидуальной энергии умственного развития и производительности женщины понадобилось бы, правда, больше примеров…
С. 523. Причины поголовного духовного бесплодия женщин с одной стороны и отдельных случаев проявления творчества, но крайне несовершенного, с другой – вполне понятны и ясны для того, кто хорошо изучил эпоху: умные и даровитые хозяйки салонов и великие жрицы любви презирали материнство и отрекались от ребёнка. Едва родив ребёнка, мать отсылала его в деревню к кормилице; кормить его самой не позволяли соображения о красоте фигуры. Возвращаясь от кормилицы, ребёнок поступал на попечение гувернёра или гувернантки, которые старались наивозможно скорее сделать из него юного барина или юную даму. Мать в это время усиленно искала удовольствий и развлечений, сама не подозревая, что она ищет, в сущности, того, что мог бы дать ей её покинутый ребёнок: внутренне богатое содержание жизни. Раз сама она была человеком искалеченным, – как могла она создать что-нибудь великое и цельное (наше выделение)?
С. 524. Руссо первый разглядел своим гениально-зорким взглядом ту болезнь, которая подтачивала жизненный нерв женщины, исследовал её причины и бесстрашно разоблачил их. Он отвоевал ребёнку отнятое у него детство, женщине – женственность, и избавительным словом его для зашнурованной, как талия, женской души было: будь матерью (наше выделение)! Как все великие реформаторы, он чутко уловил беззвучные вздохи и безмолвную тоску своих ближних и первый нашёл слова для этого.
Прекрасно выразила исходившее от него обаяние мадам д`Эпинэ в своих мемуарах:
«И если бы я говорил языком людей и ангелов и не имел бы любви, слова мои были бы медь звенящая и кимвал бряцающий», - прежде всего это относится к женщинам. Никакие права, никакая свобода не послужат им ни к чему и не сделают из них одарённых творчеством людей, - никакой широкий простор половому восприятию тоже, - если они будут лишать себя того блага, которым отметила природа их одних: материнской любви. Только из неё рождаются самые глубокие инстинкты женщины: сострадание и самопожертвование.
С. 531. «У нас воспитываются, говорит Мэри Уольстонкрафт, «дамы», но совсем не воспитываются женщины, им прививают нравы, но не прививают нравственности, их стремления направляются на тщеславные интересы, на пустоту, а не на серьёзные цели, их приучают заниматься играми и развлекаться удовольствиями вместо того, чтобы приучать их к труду, а свободное время посвящать наслаждениям искусством, природой и наукой».
С. 533. Для жён и дочерей трудящегося класса народа широко раскрылись двери фабрик и мастерских. Никакие соображения бережности и деликатности перед возможным ущербом их женственности не помешали предпринимателям эксплуатировать их дешёвую рабочую силу для повышения своих прибылей и для давления на оплату мужского труда (наше выделение).
…Вот почему женское движение было по своему происхождению движением чисто буржуазным. Но оно было ещё движением преимущественно незамужних женщин.
С. 538. Софья Ковалевская слишком высоко забралась на одинокую высоту великих умов.
С. 542. Женская болтливость, усиленная скукой и необходимостью заработка, овладела чернилами и пером и охотно пошла навстречу вкусам публики…
С. 553. Быть вдохновительницей Данте, родить Гёте – это такое дело жизни, которое обеспечит женщине, совершившей его, более высокое место в памяти человечества, чем иное создание ума его творцу-женщине.
Глава шестая. МИР ЧУВСТВ ЖЕНЩИНЫ
(Прив.- доц. д-р Юлий Вейсс, Вена)
С. 567. Так как женщины недоступны доводам разума, то они никогда не признают себя побеждёнными и всегда найдут ответ, когда мужчина уже давно умолкает. Мужчиной овладевает страсть дела, женщиной страсть собственного чувства.
Душа женщины освобождается силой любви мужчины.
С. 569. Так называемую истерию ещё недавно считали исключительно женской болезнью, предполагая, что она гнездится в расстройстве матки. Профессор Шарко, знаменитый французский невропатолог, первый указал на то, что бывают и мужчины истеричные.
Болезнь эта выражается ещё параличными явлениями, частичной утратой чувствительности различных частей тела, так что сильнейшие уколы булавки не чувствуются, припадками одышки, сопровождающимися ощущением подступающего к горлу шарика и т. д.
С. 570. Суровый приговор произнёс женщинам старинный французский поэт Гюйо де Провэнс в своей книге, написанной в 1206 году:
«Женщину никогда не победить до конца; никогда она не открывает всю свою душу, и когда глаза её плачут, её сердце смеётся; она не умеет долго горевать, никогда не говорит того, что думает, и очень бедны её мысли. Что любила целых семь лет, то ей нипочём забыть в один день. Женщина лжива и изменчивей ветра, непостоянно её сердце, и умнейшего из мужчин она сумеет провести».
С. 571.Половая распущенность особенно сильно обнаружилась к концу средних веков. Холодная северная Германия соперничала на этом пункте с южно-германскими странами. В Любеке в конце XV столетия дамы надевали густые вуали, чтобы иметь возможность неузнанными посещать по вечерам кабаки и предаваться там оргиям в обществе грубых матросов. Эней Сильвий Пикколомини рисует мрачную картину нравов и взглядов, царивших в Вене приблизительно в половине XV столетия:
«Народ всецело предаётся чревоугодию и прокучивает по воскресеньям всё, что заработал за неделю. Публичных женщин много, но и среди замужних женщин только очень немногие довольствуются одним мужчиной. Поэтому дворяне часто посещают дома простых горожан, где хозяин дома подаёт гостю вино и удаляется, чтобы оставить его наедине с хозяйкой дома. Многие девушки берут себе мужей без ведома своих отцов. И вдовы не дожидаются истечения срока траура, чтобы снова выйти замуж. Богатые купцы, состарившись, берут себе в жёны молодых девушек, а эти вскоре овдовев, выходят замуж за своих слуг, молодых парней, с которыми они до того совершали прелюбодеяние. Говорят ещё, что многие женщины, которым надоели их мужья, избавляются от них с помощью яда».
С. 574. Проникновение женщин в область мужских профессий имело неизбежным последствием то, что женщины, по крайней мере, отчасти, утратили свои женские свойства и усвоили мужские. Это относится особенно к руководительницам женского движения.
Перейти в начало текста
Главная страница /
Зал акушерской и социально-психологической литературы