Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Россия Распятая
стр. [1] [2]
Россия Распятая
Глазунов Илья - Наш Современник. – 1996. - №№ 1 – 12.
№ 2.
С. 188. [В Вырице под Ленинградом] была дача знаменитого русского философа и писателя В. Розанова, который и умер здесь в страшные годы после революции.
С. 192. Через пятнадцать минут отец замолк и, не приходя в себя, умер – после «голодного психоза» как определил доктор, сам еле державшийся на ногах от слабости.
С. 196. Что будет впереди, кому нужен я теперь. Медленно плывущий навстречу волн? Знакомое по блокаде чувство неощутимого перехода из жизни в смерть соблазняет и умиротворяет своею лёгкостью…
Вернувшись в Ленинград после эвакуации. Часто и долго бродил по знакомым, родным улицам и проспектам огромной пустыни мёртвого города… Я часто слышал. Будто меня окликала мать – это её голос! Пронзённый, я останавливался, невольно оглядывался и слышал только. Как шумит ветер в чёрной подворотне. … Не знаю, что бы сказали об этом врачи и поэты, - я об этом никому не говорил. И без того меня считали странным. После достижения двадцати лет я уже никогда не слышал голоса матери. Она не приходит ко мне и во сне, как я ни зову её…
С. 203. Чем больше изучаешь этот таинственный ликующий храм [Василия Блаженного], тем больше возникает вопросов, о его строителе Иоанне Грозном, о победе древних арийских форм мышления в архитектуре, сохранившихся лишь в далёкой Индии и в деревянной архитектуре русского Севера…Они не похож ни на один из дошедших до нас храмов древней Руси.
С. 204. Хлебный паёк в Ленинграде составлял всего 125 граммов. Люди варили суп из ремней, «счастливцы» - из столярного клея, в городе исчезли кошки и собаки, не было видно ни одной птицы, и я помню запорошённый снегом человеческий труп, из которого были вырезаны куски мяса.
С. 205. Что может быть страшнее одиночества в толпе или в чужой семье?
№ 3.
С. 209. Подолгу размышлял о Пергамском алтаре – как об одном из величайших творений человеческого духа.
С. 210. Интуитивное желание уйти от ситуации нашей советской жизни, индивидуализм и неслияние с ней вызывали у нас увлечение пантеизмом и миром неведомым, непонятным и вечным. «Чтобы понять себя – надо уйти от себя и от всех, - говорил Миша Войцеховский. Глядя в одну точку. – Надо смириться с вечностью…. Не потерять в себе Бога».
С. 211. «А ты слышал про такую болезнь – шизофрения? - уходя, спросил Траугот. – Напрасно. Художник должен знать всё. Это тень и свет».
С. 212. Однажды я увидел, как один из пациентов открыл форточку (а они были затянуты решётками) и опустил в пространство между рамами больничные туфли. После чего приблизил лицо к стеклу и стал корчить гримасы, вглядываясь в тёмную резиновую подошву. Заметивший моё изумление врач, здоровенный детина в белом халате и шапочке…, - пояснил мне: «Вы напрасно думаете, что сумасшедший и действия его нелогичны. В нашем замечательном доме для людей с потревоженной психикой, какая наверняка и у вас, - подмигнул он, - у больных отнимают зеркала». Мой товарищ, с которым я пришёл в клинику, сдерживая улыбку, тихо сказал: «Врач-то тоже сумасшедший. Интересно, кто же его лечит?»
…Когда человек начинает видеть мир абстрактно, как говорят врачи, зашториваясь от реального мира, – это один из тяжелейших симптомов больной души. В основе так называемого абстрактного искусства лежит культ психики больного человека. И не случайно двадцатый век принёс право видеть в каждом художнике сумасшедшего, забывая, что великая духовность культуры создавалась абсолютно здоровыми людьми, такими, как Пушкин, Рублёв, Тициан, Суриков, Кустодиев. «Творчество» душевнобольных, очевидно, очень важно для тех, кто хочет заразить вкусом шизофрении или паранойи здоровых людей, сделав болезнь нормой якобы современного искусства. Разумеется, как говорил Бодлер, всё прекрасное странно, но не всё странное прекрасно.
С. 213. Сергей Карлович Вржосек (писатель, друг Вересаева, Куприна и др.): «Ленин работяга, компилятор и удивительно скучная личность, не говоря уже о Крупской. Понять не могу, как он превратился в гения? И потом, он же был больной, фанатик, узколобый школяр…»… Потом добавил: «А Христос мыл ноги своим ученикам. Над этим символом надо думать и понять его»!
С. 216. Я с интересом разглядывал грозного президента Академии художеств СССР Александра Михайловича Герасимова, друга Сталина и Ворошилова. Пришла ему записка: «Что думаете о Пикассо?»
А.М. секунду помялся: «А что о нём думать? Единственно, что могу сказать хорошего, что он наш человек – коммунист. А все его работы могу сделать за вечер. Это безобразие! Шарлатан он, хоть и коммунист…»
С. 218. Еще бледны и худы были лица ленинградцев, - когда в залах Академии художеств лучезарные боги древней Эллады неизменной улыбкой торжества осветили далёких и непонятных им людей двадцатого века.
Меня всегда поражало особое выражение лица, присущее египетской скульптуре. Глядящего как бы прямо в тебя и мимо тебя. А сколько тайны и неповторимой женственности в распахнутых глазах Нефертити, которая могла бы показаться современной женщиной, если бы не тот же загадочный взгляд, смотрящий в никуда. … Египтяне создали беспримерный в истории культ умерших: они вложили в него своё понимание жизни.
И сколько раз художники отказывались от изучения окружающей их жизни и становились слепыми подражателями бессмертных памятников эллинского гения! Чем же объяснить это явление? Ведь и другие эпохи и другие народы создавали великие произведения. Отчего же именно памятники греческой культуры вечны, всем понятны, всем близки? Ни в одной стране древнего мира человеческая личность не приобрела такого значения, как в Греции. Основной идеей греческого искусства был человек, во всей его богоподобной красоте и величии. Изображая бога, грек ничего не мог придумать лучшего, как изобразить прекрасного. Совершенного человека.
Но самое сильное впечатление оставляет «Пергамский алтарь», изображающий битву богов Олимпа с гигантами подземного царства. Какая величественная картина яростной схватки человекоподобных богов и звероподобных людей! Недаром эллины вкладывали в мрамор весь пафос, всю радость победы над племенами варваров. … Фигура раненого галла, на самом деле, судя по гривне на его шее, - фигура славянина, нашего предка.
С. 219. Я написал юношеские стихи:
В туманной мгле смотрю в Неву,
Пустой, ничтожный, одинокий,
Я жизни будущей канву
Тщусь разглядеть во тьме далёкой.
С. 219. …хочу…выразить в слове муки моей жизни и через эту книгу-исповедь дойти до сердца читателя, которому будет дорога наша общая борьба, сопротивление и вера в возрождение великой России, повисшей над пропастью (наше выделение).
С. 220. Видел коровинскую картину. Здорово! Кабачок, вернее ресторан под открытым небом. Широкие мазки. Но думается, что и он может наскучить. Одна техника – мазки, мазки. Не то, что В. Серов. Его не угадаешь…
С. 222. Даже дома она работала с нами! Это так не похоже на сегодняшних учителей, так ценящих своё время, а не воспитание молодых художников.
С. 224. Последующее поколение русских художников от правды документальной перешло к правде художественной: стремление к правдолюбию сменилось поиском национального типа красоты.
Пейзаж – это лик родины. Пейзаж ценен настроением, а настроение – это скрытая мысль (наше выделение). Позднее, под влиянием импрессионистов, многие русские художники «разменялись на этюды», когда лабораторные искания света, красот, взятых «в упор» цветовых отношений, вытеснили из картин глубокий реализм и настроение. С лёгкой руки Сезанна, видевшего во всём лишь материальность мира (наше выделение), исчезло трепетное отношение к восприятию неба, выражающего внутреннюю музыку души человека, его духовный настрой.
С. 225. Всей душой я понимал тогда Репина, писавшего в своих воспоминаниях, как он, любуясь только что написанным Фёдором Васильевым бесподобно дрожащим в небе облаком, был поражён, увидев, как тот, подойдя к своему пейзажу, соскоблил его мастихином. Особенно трудно писать вечерние освещённые заходящим солнцем облака, которые звучат, как хоралы Баха…
С. 227. Личность Чаадаева привлекает к себе интерес тех, кто в его унижении и отрицании исторической России видит опору в оправдании проведения геноцида русского народа, который готовился не одно столетие (наше выделение).
Я понял роль Чаадаева и его знаменитых «Философических писем», которые порою дышат откровенной ненавистью к России. Многие враги России называют его философом – видя в нём созвучие своей ненависти. …Пушкин в зрелом возрасте резко критиковал своего царскосельского приятеля, тогда лейб-гвардии ротмистра гусарского полка, который, судя по всему, был «агентом влияния» масонских лож, пытаясь воздействовать на формирование пылких и юных душ царскосельских лицеистов.
С. 231. Пушкин о Радищеве: «Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед свои веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, вот что мы видим в Радищеве. Он как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием; не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить?.. Какую цель имел Радищев? Что именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. [Его мысли] принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностью и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».
С. 232. Яд масонского либерализма, разлагающий нацию, сделал своё дело, подобно тому, как бактерии и вирусы поражают здоровый организм, приводя его к болезни и смерти. Либерализм – это «свобода от», право на измену идеалам, право видеть жизнь и культуру «полифонично», без точных понятий добра и зла, право на забвение национального самосознания.
Раздвоение – вот к чему привёл яд либерализма души, сбитой с толку, мятущейся русской интеллигенции. Жрецы национального духа, самосохранения и пророчества во многом изменили подлинному служению высоким идеалам. Произошла подмена сути. Зло пришло в маске Добра. Примером тому может служить метаморфоза, случившаяся с писателем Львом Толстым, который, перейдя полувековой рубеж жизни, оказался одержим лжепророческими теориями, «богоискательством», бесом гордыни и дошёл до отрицания православия, Отечества и государства, создав теорию непротивления злу насилием и выдвинув идею «перевоспитания трудом», взятую на вооружение коммунистами всех стран.
Радостно отметить, что Пушкина не коснулся яд либерализма, несмотря на его тесные дружеские контакты с будущими декабристами. Он стал монархистом. … Он гордился Россией и любил всё русское, оставаясь великим европейцем.
С. 234. ЧААДАЕВ
За что же так ценят многие исследователи имя Чаадаева? Отвечу коротко, выражая свою точку зрения: за антирусизм и пропаганду масонских идей…
Ненависть де Кюстина. Эта ненависть французского масона с весьма тёмной репутацией понятна. Потому что он исполнял социальный заказ своих «братьев», целью которого была месть великому русскому царю. Давшему бой всемирному масонству на Сенатской площади в декабре 1825 года. Великий Государь, которого, кстати, люто ненавидел и Карл Маркс, отодвинул почти на сто лет кровавую драму русской революции.
Разочаровал меня и Лосский с его вымышленным «Характером русского народа». Поистине «полувысланные, полупосланные» на Запад «неумные умники», по выражению Иоанна Кронштадского!
… Избежавший масонских оков – идеологического рабства – накануне своего убийства Пушкин был «сердечно привязан к государю» (Николаю I) и трудился как историк над темой пугачёвского бунта, - что и послужило, по моему убеждению, одной из причин его гибели…
Пушкин Чаадаеву: «Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы Реформации в тот момент. Когда человечество больше всего нуждалось в единстве».
С. 239. Великие русские учёные Ломоносов и Татищев, опираясь на известные им источники, утверждали, что Рюрик был славянином, внуком новгородского князя Гостомысла. Академик Рыбаков и академик Лихачёв упорно продолжают идею немцев, приглашённых в Россию, и называют Рюрика «конунгом», подчёркивая эти его нерусское происхождение, считают, что призвание его на княжение… является ходячей легендой, не имевшей в истории России большого значения. При этом они неуклюже обходят тот факт, что у героя «легенды» был реальный сын – князь Игорь, заключивший с греками известный договор в 911 году. Так сказать, «нельзя не сознаться, но нельзя и не признаться». …Рыбаков и Лихачёв объединяются в своём лютом неприятии столь важной для нашей дохристианской истории языческой летописи, считая «Влесову книгу» подделкой (наше выделение)….
В тёмной воде наукообразия и формотворчества надёжно скрываются основы понимания истории и искусства.
Все фантастические, не соответствующие, с моей точки зрения, исторической правде понятия «пассионарности», «этноса» и «суперэтноса», «Евразии», «Великой Степи» и «невеликой Руси» в двух словах расшифровываются просто: «Великая Степь» и монголы – хорошие, а русские – если они даже и были – плохие».
Особенно важным для познания русской истории Гумилёв считает изучение Хазарского каганата, где официальной религией был иудаизм. Личность великого полководца и государственного деятеля русской древности Святослава, разгромившего Хазарское царство, его мало интересует.
С. 243. Если бы не Гитлер, то архивы ряда секретных масонских организаций (а русские ложи были филиалами западных) оставались бы для нас неизвестны по сей день. Масонские архивы как трофей были привезены в Москву и стали недоступными вплоть до 1991 года. … Сегодня в поверженной России открываются всё новые и новые масонские организации.
С. 243. Чаадаев, как и декабристы, таившие под собой, подобно айсбергу, глыбу антинациональных интересов, был слепым орудием своих иностранных хозяев и духовных вождей, готовивших неуклонно крах нашей Великой державы, расчищая путь к мировому господству. Это несмываемое пятно позора на русском дворянстве, как и Пугачёв – на русском казачестве.
С. 244. Мне говорили, что исследователям, пытающимся проникнуть глубже в тайну пушкинской судьбы, уже в наше время, после октябрьского переворота, не выдавалось в архивах ни «дело» Пугачёва, ни «дело» …Маяковского о его мнимом самоубийстве. Писатель Владимир Солоухин утверждает, что и Александр Блок был также обречён на смерть через отравление пришедшими к власти сатанистами. Он много знал о тайных пружинах как февральской, так и октябрьской революций.
С. 246. История создания фабрики смерти «Сухановки», похоже, такова. Перед руководством ГПУ, а по-прежнему – ЧК, [Сталиным] была поставлена задача создания тюрьмы особого типа, о которой бы никто не знал, и не было бы никакой документации.
«…Самое интересное, что после вынесения приговора и якобы приведение его в исполнение, о чём сообщала газета «Правда». Многие приговорённые ещё влачили свои дни в «Сухановке». Мне говорили, что до войны ещё были живы Зиновьев, Рыков, Каменев, Бухарин и другие. В подземелье якобы сделали железные клетки, приблизительно в высоту один, а в ширину два метра, для содержания «врагов народа». В «Сухановке»…был не только кабинет Ягоды, но и личный кабинет Сталина. Кровать в нём была низкая, как в грузинских аулах, и с искусственным подогревом».
С. 248.. О КАЗИМИРЕ КРОНШТАДСКОМ
Продолжение рассказа реставратора Л.Г. Ананьева:
«Я был первым, кто публично сказал на вечере «Огонька» в ЦДЛ…о зверском убийстве Есенина. Казимир Маркович Дубровский, отсидевший в советских лагерях около тридцати лет, рассказал мне об этом.
Великий учёный Бехтерев называл Дубровского, тогда ещё молодого студента, надеждой советской науки; вечерами же Казимир Маркович посещал рисовальные классы Рериха. … Видя вокруг себя смерть и анализируя симптомы совсем неизвестной медицинскому миру болезни, возникшей от унижений, голода, безысходности, Дубровский проследил её ход, запечатлев свои наблюдения в альбоме рисунков, столь ценных для медицины. Медицинское издательство отказалось печатать этот замечательный альбом врачебных рисунков на том основании, что в Советском Союзе не может быть такой болезни».
- А как же письмо, написанное кровью? – спрашиваю я. Казимир Маркович горько усмехнулся: « Потому оно и написано кровью, что так труднее опознать почерк, становящийся более размытым».
Теперь все уверены, что Сергея Есенина убили…
Дубровский занимался также передачей мыслей на расстояние и, доживи он до наших дней, не сходил бы с экранов телевидения. Кашпировский с большой гордостью говорил мне, что учился у Дубровского…
С. 250. Демосфен одному робкому оратору, боящемуся говорить перед толпой, зала вопрос: «А скажи, друг, побоялся бы ты говорить перед ремесленником, расписывающим вазы» «Конечно, нет!» - ответил оратор. Демосфен допытывался: «А ты боишься говорить с философом. Солдатом, женщиной, моряком?» «Конечно, нет!», - повторил ответ оратор своему учителю. «Так почему же ты боишься говорить с ними, когда они собраны все вместе, а это и есть толпа?!» - удивился Демосфен.
Дубровский подошёл к каждому из шеренги жаждущих исцеления и коснулся пальцем точки над переносицей. «Что вы опустили взгляд? Смотрите мне в глаза!» потребовал он у одного. Отойдя от них. Дубровский продолжал: «Когда вы через три минуты заговорите, следуйте только одному правилу: спокойно наберите воздух и постарайтесь, как певцы сосредоточить внимание на гласных. Например: те-е-пло, лю-юю-юбовь… Ну, а теперь, - кто хочет первый сказать? НО не надо только говорить, а только поднимите руку».
Несмотря на то, что Казимир Дубровский показал пути и горизонты науке XX века, - врачи, чиновники советской медицины… начали против него кампанию травли, называя его шарлатаном и мистиком. Очевидно, многие пытались вырвать у него тайну его воздействия на людей, но не смогли. Я слышал, ему даже запретили лечить. Он умер в нищете и безвестности. Альбом его, несмотря на старания Михалкова, до сих пор не вышел в свет.
С. 255. В конце улицы Карла Маркса (г. Углич), у самой Волги, на площади окружённой задворками, вырисовывается группа церквей Воскресенского монастыря, построенного в семнадцатом веке. Громадное здание этого монастыря – явление совершенно исключительное в древнерусском зодчестве. Церкви, трапезные, кладовые, обширные переходы, звонница – всё связано в единое целое. Очень живое и красивое. Строителем Воскресенского монастыря был…ростовский митрополит Иона Сысоевич. Ростовский митрополит заслуживает внимания как создатель нового типа архитектурных ансамблей, получившего полное воплощение в многочисленных сооружениях ростовского кремля. Он мечтал о каком-то дворце-церкви, о русском Ватикане, в котором бы тесно сплетались церкви и гражданские застройки.
№ 4.
С. 184. В 1930-е годы…могила Минина была осквернена и уничтожена, а на месте храма в Нижегородском кремле, где она находилась, было возведено здание обкома партии. Трудно найти слова, чтобы охарактеризовать вопиющий факт «ликвидации» могилы великого сына русского народа. На её мраморной плите долгое время кололи дрова.
С. 184. А вот и кустодиевская «Русская Венера» моется в бане. Рядом с ней кусок мыла с синими прожилками как драгоценный русский самоцвет. Несколько лет спустя, когда я писал портрет замечательного итальянского певца Марио дель Монако и он попросил меня назвать тех художников, которые наиболее полно выразили национальное представление о русском типе женской красоты, я сразу вспомнил волжский город, где в тихом музее живёт эта местная красавица – «Русская Венера» Кустодиева.
С. 189. Все не на месте, каждый занят не своим делом – вот реальный принцип советского общества.
С. 190. Многие, наверное, ещё помнят прежний облик Финляндского вокзала – уютного, элегантного; именно перед ним в 1917 году собралась толпа черни, встречавшей знаменитый пломбированный вагон, не подозревая пока, что натворит приехавшая банда международных преступников. …Их было 177. Преследуя одну цель – уничтожение исторической России, они делились на партии.
С. 197. Языком арийцев тогда был язык, которым написаны наши священные книги – библия Арийского мира – Ригведа и Авеста. (Священные книги знаний Веды и древнейшая часть Авесты – Гаты, автором которой считается Заратуштра, свидетельствует о близости санскрита…славянскому языку). Эти великие книги нашей расы стали известны европейцам лишь в XVIII веке, были переведены на многие языки мира, кроме русского (наше выделение).
С. 198. В тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города (Китежа), обозначенного очертаниями построек и стен, покоящихся на дне загадочного озера. В непогожие дни волны выносят на берег кирпичи, бытовые предметы и, как я прочёл в трудах местных археологов, предметы зороастрийского культа.
С. 199. С приходом левых театр стал полигоном их антиобразных, антиисторических, антимузыкальных упражнений. Особенно усердствовал Мейерхольд, и не случайно Шаляпин сказал, что Мейерхольд и театр – вещи несовместимые.
С. 201. Хоть творческое бесплодие многих деятелей XX века имеет наглость приписывать своё имя к именам подлинных творцов. …Появились такие странные сочетания: Бизе-Щедрин; Чайковский – Шнитке; Веласкес - Пикассо и т.д. …Сатанинская бездарность, подобно раку, не может существовать, если не пожирает здоровое тело.
С. 202. А сколько великих произведений зодчества стёрто с лица земли с подачи архитекторов! Оголтелые сектанты, следуя директивам Корбюзье, Райта и т.п., захватив своими щупальцами земной шар, до сих пор, как в 20-е годы, реализуют сатанинские проекты, исходя из наглого посыла Корбюзье о том, что все европейские города построены ослами. Их постройки – огромные концлагеря, которые подавляют и унижают человека.
С. 203. Это и есть Городец, один из старейших городов Поволжья. …Городецкую крепость заложил Юрий Долгорукий. …В Городце, возвращаясь из поездки в Орду, умер Александр Невский. А знаменитый Рублёв впервые упоминается в летописях.
Нет на земле другого города, столь богатого изумительной деревянной резьбой. Меня поразило, что Городецкие деревянные львы точь-в-точь такие же, как каменные львы, на которых покоятся колонны у входа в собор XII века Сан-Дзено в Вероне. Это ещё раз напомнило мне о родстве русской и итальянской культур – ветвей одного могучего дерева Византии (наше выделение)….
С. 205. Как изуродована коммунистами красота могучего течения и берегов Волги! Как изуродованы древние русские города!
С. 206. Не всем известно, что Волга называлась рекой Ра и впадала в море Воурукаша – так называлось Каспийское море в священных книгах арийской древности Ригведе и Авесте. Но если полноводная Ра вливалась в море с севера, то с Востока несла свои воды другая река – Сарасвати, протекавшая по семи знаменитым землям, образующим арийские страны. Могучая кормилица Сарасвати, которую славили певцы Ригведы, брала свой исток от священной горы праведников и героев – Хараити. Сарасвати текла на протяжении около шести тысяч километров, вбирая в себя воды шести рек-сестёр. Здесь… на высоком берегу Дарьи вёл беседы со всемогущим Господом пророк Заратуштра…Гигантская катастрофа уничтожила великую арийскую реку, и сегодня от неё осталось лишь засохшее русло….А с востока всё так же смотрят вечные горы, и среди них взывающая к памяти потомков священная гора арийцев Хараити (в Ведах – это священная гора богов Меру), под которой широко раскинулось озеро Иссык-Куль со скрытым на дне его градом Китежем арийского мира.
Все знают о мире древней Трои по эпосу Гомера. Петербургский немец Шлиман… раскопал древний град Трою и явил миру найденные им сокровища. Историю нашей прародины не проходят в школе. Археологи не знают этой проблемы и потому не ведут раскопок….Идеология «мировой науки» отдаёт Веды – Индии, а Авесту – Ирану, тогда как это принадлежит их создателям – индоевропейским народам и прежде всего славянству. Это – наше наследие!
С. 206. Художниками рождаются – историками становятся.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы