Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Россия Распятая
стр. [1] [2]
Россия Распятая
Глазунов Илья - Наш Современник. – 1996. - №№ 1 – 12.
СПОР МОЛОДЫХ ИСТОРИКОВ
С. 211. Сегодня многими постсоветскими учёными раздувается кадило интереса к великой, но враждебной Степи – к тюркам, а точнее – туранцам, исконным врагам нашей расы. В частности, славянского племени.
С. 213. Виктор: «Разве норманист, каким был Гумилёв, равно и его учителя – идеологи и сподвижники – ученики, могут называться историками? Твой Гумилёв ничего не понимал в русской истории; более того считал, что нашествие азиатов на Русь было милым культтреггерским пикником в стране пьяных варваров! Он не понимает смысла и сути истории, что она есть борьба религий и рас, Бога и сатаны». «Не читайте гумилёвское «Открытие Хазарии». Это мнимое открытие, которое не состоялось. Очень трогательно, что они потеряли во время подводных исследований акваланг, но странна самоуверенная датировка найденных черепков древней посуды, которые Лев Николаевич считает свидетельством найденных им хазар. Итиль до сих пор не найден вообще! Нигде не найдено остатков фундаментов домов, синагог, дворцов и городских зданий. Это только гипотеза со ссылками на изменение почвы якобы из-за смены уровня воды Каспия. Где доказательства, что это Хазария и что найденные захоронения именно хазарские? Обнаруженные останки в захоронениях, названных хазарскими, не прошли главного – научной «этнической» атрибуции. Чьи это черепа? Индоевропейские, семитские или монголоидные?.. Выскажу крамольную мысль: хазары и масоны – это тайна нашего времени…Вы знаете, что потомки хазар участвовали в убийстве первого и последнего русского самодержца?.. Первое убийство было в 1174 году в Боголюбове, находящемся недалеко от Владимира. …Сын Юрия Долгорукого Андрей, будущий Боголюбский, самовольно уехал на север и стал «самовластцем всей суздальской земли». Нарушив все традиции, он перенёс княжеский стол во Владимир…Княжеская дружина А. Боголюбского была многонациональной. …В заговоре против князя прияли участие 20 человек, многих их которых русский князь безуспешно старался обратить в православие. Его доверенным лицом – ключником – стал Анбал; вторым особенно доверенным лицом А. Боголюбского был Ефрем Мойзич – Моисеевич. Обоих летописец называет жидовинами…родом из Хазарии... Лучше я вам [покажу] выписку из сочинения русского историка Нечволодова… «Сказание о русской земле». …Виктор: «Уж вы-то должны знать значение каббалистического знака на стене подвала дома Ипатьевых, где была убита царская семья в 1918 году: «Убит русский царь, чтобы разрушить народ и государство». Так трактует его честный Вильтон. А ведь так и неизвестно, кто написал по-немецки стихи Генриха Гейне об убийстве царя Валтазара его слугами. Имя Валтазар написано, как Валта-царь, значит, кроме немецкого языка, участник убийства, очевидно, прекрасно знал и русский». Историк-антигумилёвец добавил: «Советую прочесть недавно изданную книгу «Дорогами тысячелетий»…там приведено свидетельство очевидцев, что, когда после смерти Ленина в его кремлёвском кабинете вскрыли сейф, то нашли заспиртованную голову последнего русского самодержца «при усах и бороде». Вот почему, кстати, я не верю, - закончил Виктор, - «в липу» чудесного нахождения черепов государя и государыни бывшим милиционером Рябовым, который шёл по дороге и «вдруг» их нашёл».
С. 217. Я поспешил найти ещё не прочитанные мною книги о. Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского. В «Самодержавии духа» нашёл то, что меня интересовало – о Хазарии, о Святославе и крещении Руси.
С. 218. Решил снова начать дневник (8 апреля 1953 г.). Дело в том, что я очень одинок. Это очень странно и не странно. …Сейчас у меня кончилась старая боль, связанная с М. Войцеховским; с тем, кто был для меня всем, т.е. другом во всех фазах. Как страшно психическое заболевание!
С. 220. Моя жизнь удивительна от сознания своей свободы от всего. О, юность! Прочёл сегодня милые записи 1948-1949 годов. Я его видел сегодня. Больной, безумный шизофреник. Больно бьёт жизнь.
С. 224. Совесть – это не химера, а реальность, которую можно убить, но освободить от неё человека никто не может. Заглушить и искалечить голос совести не может даже подлое, сатанинское безбожие XX века.
№ 5.
С. 200. Сейчас Пикассо показался многим «голым королём», скрывающим свою несостоятельность за холодными ребусами выдумок, выдаваемых за свободу индивидуальности. Яростная жажда разрушения духовных и эстетических ценностей, с которой Пикассо выступил в начале века, произвела впечатление на некоторую часть его современников, склонных видеть в нём зачинателя нового направления. Лично мне всегда казалось, что разрушение не может служить основой искусства, так как искусство есть созидание. Поэтому Пикассо не новое слово в культуре, а разрушение старого. Мне нравится у Пикассо так называемый «голубой период»….
С. 216. Многие художники по сей день понимают живопись не как единство цвета и тона, а как набор дребезжащих разноцветных мазков, разрушающих это единство. «Натура», Эрмитаж и Русский музей учили нас видеть по-другому. Я и по сей день считаю, что разложение цвета – это начало катастрофы искусства: субъективность впечатления, становящаяся каналом навязывания «манеры» видения.
№ 7.
С. 202. Вместо намордника пролетарского интернационализма и искусства «национального по форме и социалистического по содержанию» Россия заковывается в кандалы «массовой культуры» американской «цивилизации» с её «современным искусством», вышедшим из нашего авангарда 20-х годов.
С. 211.Повторяю ещё раз слова не любимого мною философа Бердяева, который сказал, что евразийцам ближе Чингисхан, чем святой князь Владимир. От себя добавлю: стыдно, господа-товарищи, быть сегодня евразийцами!
С. 219. Ленин и Горький ещё до революции делали всё, чтобы не осуществилась постановка «Бесов» в театре (наше выделение).
С. 223. Известны пять писем Короленко Луначарскому. Возможно, именно они стоили русскому писателю жизни. В своём дневнике в Полтаве13 ноября 1918 года Короленко записывал: «То, что большевизм преследует так ожесточённо независимое слово – глубоко знаменательно и симптоматично…Он говорит: только тот, кто прославит меня, имеет право на существование. Подчинитесь, или погибнете». Как известно, Ленин предложил оградить заболевшего нервной болезнью Короленко от общения с окружающим миром. Приехавшая к почтенному писателю, находившемуся фактически под домашним арестом, бригада врачей из Харькова провела курс лечения, после которого автора «Детей подземелья» и других трогательных рассказов…похоронили.
№ 8.
С. 207. В библиотеке Минусинска в «Истории русского искусства» под редакцией Игоря Грабаря я нашёл на 311-й странице изображение, близкое к моему Иоанну Крестителю. Там же было написано, что это икона XVI века из Московского Благовещенского собора.
С. 209. Реставратор из Эрмитажа Фёдор Антонович Каликин:
«Страшно подумать, сколько первоклассных произведений нашей древней живописи погибло безвозвратно, да и сейчас погибает. Мною спасён «Георгий» XIV века новгородской школы, ныне гордость Русского музея. На красном фоне, помните? Если бы не взял тогда – наверняка сожгли».
Я с нежностью вспоминаю великого подвижника Ф.А. Каликина, его встречу с молодёжью клуба «Родина», который я сновал в начале 60-х годов, уже живя в Москве.
Огромным событием в жизни православного мира было решение VII Вселенского Собора, происходившего в городе Нике в 787 году, об иконопочитании. С тех пор икона стала неотъемлемой частью православной веры. Никейский Собор утвердил равнозначность Божественного слова и иконы. Почитание икон – это путь к спасению души христианина.
С. 209. Читая разглагольствования иных столпов советской искусствоведческой мысли, например, М.В. Алпатова, поражаешься их тенденциозной нечуткости, когда они пытаются приписать даже Рублёву дух итальянского Возрождения. Стыдно! Наоборот, мы должны гордиться тем, что Ренессанс ничуть не растлил своим влиянием великое религиозное искусство России (наше выделение). Мы сегодня безошибочно можем отличить русскую икону от византийской.
С. 209. Христос был высокого роста, ходил с чуть наклонённой вперёд головой, имел голубые глаза, русые волосы и бороду. Современные научные исследования, связанные со всемирно известной Туринской плащаницей, подтвердили сходство образа Христа Спасителя с традиционным изображением на православных иконах. Учёные XX века определили даже группу крови Христа (наше выделение) и обнаружили на древней ткани следы смертного пота, свидетельствующие о глубоком физическом страдании Распятого.
При общем единстве особенно важно подчеркнуть неповторимую индивидуальность новгородского, ростово-суздальского, ярославского, Строгановского и столичного московского иконописания. Реформы Петра способствовали вытеснению традиций древнего благочестия великорусской иконы католической живописью европейского Возрождения. Икона вынуждена был отступить в русскую провинцию, где сохраняется подлинное иконописание.
С. 210. М.В. Ломоносов…открыто выступил против расистской теории норманизма и её «основоположников» в лице всех этих Шлецеров, Миллеров и Ко, кому так хотелось представить нашу историю «низкой и подлой». С той поры и по сей день не стихает битва вокруг основополагающего вопроса – «откуда есть пошла Русская земля», кто мы такие – великий самостоятельный народ или, по высокомерному выражению Гегеля, «навоз истории».
В упорной и принципиальной битве этой исключительное место принадлежит Василию Марковичу Флоринскому – истинному учёному – медику, археологу, историку, слависту, посвятившему себя служению России…
Василий Маркович провёл гигантскую работу, сравнивая археологические находки раскопанной Шлиманом Трои, адриатических венетов (общеизвестно, что венеты – это славяне, чего не могут отрицать как наши, так и западные историки), а также венетов прибалтийских с находками в северорусских и южнорусских курганах. Сходство найденных предметов быта, орнаментов, посуды из венетских – точнее, славянских – земель с сибирскими курганными предметами было настолько поразительно, что не оставалось сомнений – речь идёт об историческом бытии разных ветвей единого могучего арийского народа – протославян.
Только Флоринский приводит свидетельства Птолемея, который уже в 140 году от Рождества Христова называл славян славянами. Советские же учёные относили появление исторического понятия «славяне» только к V – VI веку н.э.
Флоринский пишет, что адриатические или италийские славяне – венеты, входившие в союз троянских племён, покинув Трою, основали один из самых загадочных городов мира Венецию, а также Патаву (от славянского слова Пта – птица, ныне Падую), а впоследствии стали гражданами Римской Империи, навсегда добровольно растворившись в ней.
С. 212. «Венеты, по свидетельству Юлия Цезаря, - пишет Флоринский, - не только не уступали Галлии, но в некоторых отношениях шли даже впереди её. Подобно нынешней Великобритании, венеты держали в своих руках северную морскую торговлю. … Все города венетов были расположены так, что, находясь на оконечностях мысов, вдававшихся в море, были недоступны для войск. Потому что прилив морской, случавшийся по два раза в сутки, совершенно прекращал сообщение с сушею, корабли же могли подступать к стенам их только во время прилива, а с отливом они остались бы на мели» (Здесь и далее Цит. По книге: Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. – Томск, 1894). Флоринский тонко и глубоко замечает, что описание венетских городов у Цезаря позволяет провести параллель – почему почти все русские и сибирские городища непременно устраивались «по-венетски», - то есть на выдающихся мысах или при слиянии двух рек (наше выделение).
Я убеждён, что подлинная культура и духовность возможны только на национальной почве.
Что победит: национальная идея или новый мировой порядок, многими ныне именуемый демократией?
С. 214. Из нашей истории вычеркнута и память о великом вожде русинов, как их в старину называли, который четырнадцать лет правил самим Римом! Имя этого великого полководца – Одоакр (или, по другому произношению, Одонацер). Не случайно, когда умер Богдан Хмельницкий, один из близких сподвижников, стоя над его гробом, назвал его – Одонацер Российский! Нужны ли ещё доказательства того, что славянский могучий мир на протяжении столетий боролся с Римской империей и её «новым порядком»!
С. 214. Мы, русские – восточные славяне, должны с прискорбием отметить, что XIII и XIV веку земля, принадлежавшая балтийским славянам, стала всецело немецкой. Но балтийские славяне всё-таки возродились, слившись со своими единокровными братьями на широких просторах древней Руси, ставшей со временем великой Русской империей. Расцвет Господина Великого Новгорода нельзя связать с бытием прибалтийских славян и их славными вольными городами. Кто из нас не влюблён и не очарован самобытной могучей культурой древнего Новгорода. Кто не знает о его кипучей государственной жизни и великой духовности русской культуры.
С. 216. Славянский город Бранибор был переименован германцами-завоевателями в Бранденбург, Липецк в Лейпциг. Примеры бесчисленны.
С. 217. Я задумал свою работу в Париже, когда мне довелось быть невольным свидетелем ставших потом знаменитыми студенческих волнений, поводом для которых послужило, в частности, требование увеличения стипендии….Именно тогда я познакомился с Жан Мари Ле Пеном, был в его клубе. …Помню суровые лица молодых людей, которые смазывали и заряжали автоматы: «Если коммунисты не остановятся, мы должны помешать им заварить очередную кашу». Я написал в те дни портрет моего нового друга Жана Мари. …Главой Союза художников Франции был некогда личный секретарь Троцкого…
С. 218. Председатель телерадиокомитета С.Г. Лапин: «Так вот, Д.С. Лихачёв сказал: «Не дело художника рассуждать об истории».
Глядя в усталые глаза руководителя советского телевидения, я огрызнулся: «Но ведь советский академик Лихачёв по профессии лингвист, а не историк, а он ведь даже и о живописи любит порассуждать. История, как и искусство, принадлежит всем, и каждый человек может иметь своё о ней понятие».
С. 218. Я прочёл название книги: Сергей Лесной «Откуда ты, Русь»… Маститые советские историки патологически ненавидят как эту книгу, так и её автора, профессора Парамонова, взявшего псевдоним Сергей Лесной.
С. 220. Обратимся вновь к великой книге В.М. Флоринского – теперь уже к тем её главам, где поведаны изумительные догадки о жизни наших предков в Сибири, которая никогда не была чужой землёй. Не завоевал её Ермак, а вернул потомкам пращуров наших, что испокон веков жили на её бескрайних просторах!.. «Для народной совести, - подчёркивал Флоринский, - и для предчувствия будущего далеко не всё равно, будем ли мы сознавать, что славянское племя водворилось в нынешних землях путём насилия и захвата, хотя бы и слишком отдалённого от нашей эпохи, или оно наследует родную землю и в дальнейших территориальных приобретениях лишь возвращает себе то, что было неправильно отнято в минувшие века». И далее: «Такие мысли навеяли на меня Тобольские курганы. Чувствуется мне, что народная русская волна недаром стремится на юг и восток. Не одни материальные выгоды и политические соображения влекут нас сюда, а народный инстинкт, бессознательно сохранившийся в коллективной памяти народных масс, подобно инстинкту перелётных птиц» (Какая великая мысль! – И.Г.)
Советовал бы молодым историкам и археологам хотя бы пробежать глазами одну из работ учёного, в которой он подвергает научному анализу 23 черепа, находящихся в музее организованного им Томского университета. Меня потряс в этой коллекции череп, найденный на дне Иссык-Куля, – бесспорно индоевропейский, точнее, арийский!
Сегодня в России, как и в бывшем СССР, провозглашается научная анафема тем, кто стремится изучать Влесову книгу. Я помню в Киеве разговор…с лингвистом Высоцким. У него подлинность алфавита Влесовой книги не вызывает никакого сомнения.
С. 224. Хакасия. … Один мой друг, родом из тех мест. Поведал мне, как сражался с большевиками отряд атамана Ивана Семёнова. На подавление его был направлен ЧОН (часть особого назначения) – кровавая «гвардия» чекистов. Особой свирепостью отличался среди них юный командир – каратель Аркадий Голиков. Впоследствии страна узнала его в совсем иной… «ипостаси» детского писателя. А псевдоним его, Гайдар, происходил от хакасского «хайда» (куда). «Куда?» - спрашивал чоновец Голиков местных жителей о передвижениях семёновской «банды». За сокрытие, за отказ от ответа – к стенке! Женщин, стариков, детишек – в заложники, под пулемётные очереди. Трупами безвинных набивали колодцы. …В Хакасии помнят навечно злодеяния Аркадия Голикова – Гайдара – карателя и садиста…
№ 9.
С. 185. Нас было человек тридцать. К нам приводили почётных гостей фестиваля, и мы за двадцать минут должны были сделать портреты, затем выставлять их вдоль стены, а гость сам выбирал лучший. Чтобы увезти потом в свою страну память о Москве. Я был очень смущён, но в течение двух дней приводимые гости почему-то всегда выбирали мой портрет.
С. 188. На всю жизнь я сохранил дружбу с Томом Колесниченко. …Он тогда предоставил мне свою квартиру. К нему заходили его друзья по университету Женя Примаков (ныне министр иностранных дел России) и Стёпа Ситарян. Том любил подкармливать друзей – его отец был в то время заместителем министра. Том: «Напечатано в «Правде» - значит, согласовано и одобрено!».
С. 191. В июне 1996 года по телевидению показывали сцену, как Президент Ельцин вручает Госпремию России знаменитому русско-американскому скульптору Эрнсту Неизвестному. Я порадовался за моего старого приятеля и вспомнил его слова: «Первый художник всегда друг короля».
С. 192. Большинство обитателей коммуналки были люди преклонного возраста. Мы погрузились в атмосферу угрюмой недоброжелательности, столь характерную для коммунальных квартир. На всю жизнь я убедился в том, что коммунальные квартиры – одно из средств разложения общества на взаимоненавидящих друг друга людей.
С. 13. Над их квартирой жил кинорежиссёр М. Донской, который тоже позировал мне для портрета. А сын его ныне известен как личный фотограф Б.Н. Ельцина, нашего президента.
С. 198. До сих пор не могу, например, взять в толк, почему Вознесенский считает лучшим русским художником Марка Шагала, когда тот на самом деле является великим национальным художником еврейского народа.
С. 198. Поддерживаемые американскими спецслужбами, многие представители так называемой «третьей волны», выдавая себя за русских, ещё не начали подминать под себя патриотизм старой русской эмиграции («первой волны» - беженцев и второй – послевоенной). «Третья волна» в подавляющем большинстве своём растоптала и уничтожила патриотизм старой русской эмиграции и начала фактически пропаганду антирусизма. Видя своего врага в тех, кто хочет возродить историческую Россию и самосознание русского народа, небезызвестная радиостанция «Свобода» уже давно в большинстве своих передач ничем не отличается от наших демократических «голосов». Представители национальной русской эмиграции изгнаны и оттуда. Одним из последних «могикан», державшихся дальше всех. Был широко известный во всём мире, как и у себя на Родине, великий патриот России Олег Антонович Красовский, издатель русского патриотического журнала «Вече». Прискорбна его кончина…
С. 199. В газете «Русская жизнь»…читаем статью «Скорбная годовщина»»: «…Кажется, мировая история последних лет не знает такого низкого предательства, какое было учинено над одним из доблестнейших сынов России в начале рокового для неё 1920 года. В этом предательстве принимали участие представители чехословацкого командования в Сибири. Голова Колчака должна была, видимо, служить чехословакам выкупом за их свободный уход на восток. Но дадим слово его презренным убийцам. Вот что сообщает в газете «Советская Сибирь» палач Г. Чудновский, руководивший убийством адмирала: «Председатель ревкома …принял моё предложение убить Колчака без суда. Я проверил, что караул тюрьмы состоит из верных и надёжных товарищей (наше выделение) и рано утром 7 февраля вошёл в камеру Колчака. Он не спал. Я прочёл ему постановление ревкома, и Колчак меня спросил: «Таким образом, надо мною не будет суда?» Должен сознаться, что этот вопрос застал меня врасплох. Я ничего не ответил и спросил его только, не имеет ли он какой-нибудь последней просьбы. Колчак сказал: «Да, передайте моей жене, которая живёт с сыном в Париже, моё благословение». Я ответил: «Хорошо».
С. 204. Слуцкий: «Теперь вы должны нарисовать жену самого богатого писателя Саши Галича. Он большой коммунист, и у власти в большом почёте. Мастерит даже какой-то фильм о чекистах. Денег прорва – человек в зените».
..Эмигрировав и переменив вероисповедание и подданство, Галич вместе с другими лидерами так называемой «третьей волны» принял участие в моей бешеной травле. …В групповом клеветническом письме, состряпанном в Германии, утверждалось, что я бездарь, «рука Москвы» и агент КГБ. Галич подписал эту пакость. Вряд ли они ожидали, что я подам на них в суд и, более того, выиграю процесс…
С. 206. Я приходил иногда к Павлу Петровичу Соколову-Скале в его мастерскую. [Он говорил]: «Помню, вошёл в кабинет Гитлера. А на столе у него – альбом. Альбом его собственных акварелей… Дело невероятное, что Гитлер сидел и рисовал разрушенный Берлин. Мы ещё не вступили в Германию. А он, собака, рисовал руины Берлина. Ясновидение какое-то! И время находил для этого».
«А где же этот альбом?» - поинтересовался. «А я его Жукову подарил как трофей». «Геринг Вермеера любил. Вообще, они классику понимали. Кстати, Гитлер всю эту «левую» хреновину запретил. Евреев во всём этом винил…Нацисты еврейскими штучками всё это называли, вырождением. Издавалась только классика. Я из Германии много прекрасных монографий о старых мастерах привёз».
С. 209. Андрей Тарковский говорил мне, что фактически о Рублёве ничего не известно, и он снял фильм в расчёте на искушённых зрителей. Большинство «своих» действительно поняли. …Мне фильм показался… антирусским. Такую именно Россию с моей точки зрения, хотели и хотят видеть многие члены жюри в Каннах или в Венеции. Для нас, русских, думающих так же, как я, образ Андрея Рублёва имеет совсем другой смысл и значение. Рублёв неотделим от Сергия Радонежского и Куликовской битвы.
С. 214. «Неужели непонятно, - возмущался Михалков, - что когда любой человек просит у начальства, ему делается прокол в «талоне» его просьб! Нельзя же всё время просить! Каждая просьба выпадает в осадок и становится моральным обязательством перед теми, у кого просишь».
С. 216. Музыка – самое магическое, самое могучее таинство человеческого духа. Не случайно в древнем Египте музыка была под жёстким контролем жрецов, понимавших её великое воздействие на людей, а в Абхазии… музыкой лечили больных (наше выделение).
С. 217. Слушая пьянящий голос Джильи, уносишься под синие небеса Италии, в словно ожившие гравюры Пиранези, когда сладостно сжимается сердце и хочется благодарно удивляться человеческой красоте земного бытия.
С. 218. Один мой сокурсник-студент говорил: «К чёрту классику! Соприкасаясь с нею, я чувствую, как я плох, как низменна моя духовная жизнь. Послушаем лучше современную музыку, её весёлые ритмы. Я на «ты» с ритмом. К чёрту мелодию!»
№ 11.
С. 193. Нежное девичье лицо в моей работе «Любовь» - это Нина. Меня навсегда поразило сочетание в ней трепетной женственности девушек Ренуара – и внутренней волевой силы, присущей героиням Тургенева и Достоевского.
…с. 195. …дед Нины покончил с собой, запутавшись в личной жизни и сложных отношениях со своей женой Екатериной Леонтьевной.
С. 196. За долгую жизнь театрального художника Николай Бенуа не только в «Ла Скала», но и в ряде других крупнейших оперных театров мира создал более 500 (!) музыкальных спектаклей. Особой заслугой великого художника я считаю воссоздание русского мира в постановках на Западе опер и балетов гениальных композиторов дореволюционной России. Он один сделал для популяризации нашей русской музыки за рубежом больше, чем всё Министерство культуры СССР за многие годы организации им зарубежных гастролей.
С. 212. В серии «Жизнь замечательных людей» напечатана биография знаменитого флотоводца Ф.Ф. Ушакова, принадлежащая перу В.Н. Ганичева….Удивительно было узнать из книги Ганичева, что последние годы жизни доблестный, овеянный воинской славой флотоводец провёл в монастырских стенах, раздав своё имущество и сбережения ветеранам Отечественной войны 1812 года, всем нуждающимся и нищим…
По инициативе В.Н. Ганичева была разработана программа «Русская национальная школа», где Ганичев утвердил необходимость внедрения нового понятия – «школьный учитель». С его активным участием был создан фонд «Русская школа» и выпущены учебники по отечественной истории, а также прекрасное учебное пособие, написанное историком Олегом Платоновым, зарекомендовавшим себя как бесстрашный исследователь запретной для нас темы мирового масонства.
Я был приятно удивлён, когда на прилавке книжного магазина увидел четыре тома «Сказания о русской земле» умершего в эмиграции историка Нечволодова с предисловием В. Ганичева.
С. 213. Будучи специалистом по истории декабристов и узнав, что я их всех ненавижу как врагов православной монархической России, она значительно охладела ко мне в симпатиях.
С. 216. Русские города за время господства «строителей новой жизни» испытали несравненно больший урон, чем от нашествий полчищ иноземных захватчиков…
Москвичам известна судьба знаменитой церкви Успения на Покровке, которую Баженов называл образцом зодческого искусства. … Этот памятник снесён в 30-х годах…В 1964 году снесён дом поэта Хомякова… В этом здании бывал цвет русской культуры…
В декабре 1961 года в Витебске по настоянию городских властей был снят с охраны редчайший памятник XII века – церковь Благовещения, современник «Слова о полку Игореве»… И он был незамедлительно уничтожен. … Не так давно в Полоцке снесли собор XVII века вместе со стоящим с ним рядом старинным зданием Кадетского корпуса…
С. 220. Большой бой пришлось выдержать, чтобы появилась пластинка с ростовскими звонами. То, что Десятников был работником Министерства культуры, открывало ему, хоть и со скрипом, многие двери.
С. 221. Сколько раз советская официальная критика именно так нападала и на мои выставки. …Всё это «подкреплялось» обвинениями меня в дилетантизме и даже отсутствии профессионального мастерства. Искусствоведы выполняли заказ официальных «инстанций»…
С. 222. Я уважаю и чту подвижническую деятельность Петра Дмитриевича Барановского, его несокрушимую преданность делу охраны памятников. Хотя иные его методы реставрации вызывали у меня вопросы. Так, например, при реставрации храма в Смоленске он выдвинул идею оставить строение XVI века, а более поздние постройки убрать.
С. 224. Да, Россия давно уже стала не нашей…
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы