Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
За пределами мозга
За пределами мозга
Гроф Станислав. - М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. - 500с
С. 39. Уайлдер Пенфилд… в книге «Тайна сознания» (Penfield,1976), подводящей итог работе, которой посвящена вся его жизнь, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.
С. 40. Современная медицинская модель… уверенно отвергает передачу сложных воспоминаний о специфических событиях, предшествовавших зачатию индивида… и отрицает возможность того, что опыт биологического рождения записан в памяти ребёнка; и обычный довод в медицинских учебниках – недоразвитость коры головного мозга у новорождённого, не закончена миелинизация оболочки церебральных нейронов (Обладал ли предок современного человека с меньшим объёмом мозга до 1 кг той самой завершённой миелинизацией, совершенной памятью и был ли он разумным? Вероятно, пещерная жизнь, в изоляции, могла обеспечить ему лишь шизофреническую психику. Ведь галлюцинации у детей, ещё недавно внутриутробно прошедших весь филогенетический путь развития вида, проявляющиеся в подражании взрослой жизни, прежде всего, являются нормальным явлением. Главный наркотический эффект, галлюцинации, по сути, является атавистической реакцией, и представляет собой возвращение человека в лоно грозной природы, туда, откуда часто уже не может быть возврата – наша вставка)
С. 48. Сегодня у меня почти не осталось сомнений в том, что современное понимание Вселенной, природы, реальности и человека является поверхностным, неверным и неполным.
С. 67. Так как в переживаниях под действием ЛСД присутствует сознание растений и неорганической материи, вплоть до её молекулярной, атомной и субатомной структур, а также космогенетические события и геологическая история, приходится, в конечном счёте, заключить, что вся вселенная каким-то образом закодирована в сперматозоиде и яйцеклетке.
С. 75. Копенгагенская интерпретация, связанная с именами Н. Бора и В. Гейзенберга, до 1950 года являлась ведущей точкой зрения на квантовую теорию. В ней выделен принцип локальной причинности и подвергнута сомнению объективность существования микромира. В соответствии с этой точкой зрения не существует реальности, пока нет восприятия этой реальности.
С. 77. Для того, чтобы показать ошибочность боровской интерпретации квантовой теории Эйнштейн придумал мысленный эксперимент, который позже стал известен как эксперимент Эйнштейна – Подольского – Розена… Этот эксперимент послужил основанием для теоремы Белла, доказавшей, что картезианская (наше выделение) концепция реальности несовместима с квантовой теорией.
Теорема Белла поставила физиков перед неприятной дилеммой: предполагается одно из двух – либо мир не является объективно реальным, либо в нём действуют сверхсветовые связи.
С. 79. Традиционная наука рисует жизнь как специфический, редкий и в конечном итоге бесполезный процесс – как незначимую и случайную аномалию, донкихотскую битву против абсолютного диктата второго закона термодинамики. Эта мрачная картина Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где всё движется к неизбежной тепловой смерти, теперь принадлежит прошлому науки. Её опровержению послужили исследования Пригожина (см. реферат в «Зале художественной и мудрой литературы» - наша вставка) по так называемым диссипативным структурам в определённых химических реакциях и открытый им новый принцип, лежащий в их основе, - «порядок через флюктуации» (и все эти мировые открытия протекали на фоне равнодушия к ним официальной психиатрии – наша вставка).
С. 83. Capra (1982) и др. показали, что мировоззрение современной физики приближается к мистическому мировоззрению (см. реферат в «Зале художественной и мудрой литературы» - наша вставка).
С. 91. Согласно принципу дополнительности Бора, для исчерпывающего описания света и субатомных частиц нужно рассматривать волновую картину и картину частицы как два взаимодополняющих и равно необходимых аспекта одной реальности. Оба верны лишь отчасти, и каждая имеет ограниченную применимость. С каким из двух аспектов столкнётся экспериментатор, зависит от него самого и от организации эксперимента. Принцип дополнительности относится исключительно к явлениям субатомного мира, его нельзя автоматически переносить в другие области исследований…По всей видимости, науки, изучающие человека… - уже собрали достаточно противоречивых данных для подтверждения подобного принципа дополнительности… Для того, чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим образом мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т. е. биологическая машина, и обширное поле сознания.
С. 102. Восприятие и знание, включая научные теории, есть творческая деятельность, сравнимая с художественным процессом, а не объективное отражение независимо существующей реальности. Истинная реальность неизмерима, и подлинная интуиция видит в неизмеримости сущность бытия (здесь и ниже наше выделение жирным шрифтом).
С. 116. Считается, что телесные травмы не оказывают непосредственного влияния на психологическое развитие человека и непричастны к развитию психопатологии. Это резко противоречит данным, полученным при глубокой эмпирической проработке, когда воспоминания о телесных травмах обретают первостепенное значение. В сеансах с психоделиками…более чем обычны повторные переживания опасной для жизни болезни, травмы, операции или происшествия с утопанием, и они явно весомее, чем обычные психотравмы….Сопряжённые с опасностью для жизни травмы…. в большой степени влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств - депрессии, тревожности и фобий, садомазохистских склонностей, сексуальных нарушений, мигрени или астмы.
С. 175. Фрейд не сумел найти убедительного объяснения таким антропологическим и историческим явлениям, как шаманизм, ритуалы перехода, визионерский опыт, мистериальные религии, мистические традиции, войны, геноцид и вооружённые восстания. Ни одно из них нельзя понять правильно без использования концепции перинатального (и трансперсонального) уровня психики.
С. 197. В экзистенциальном анализе Виктора Франкла, логотерапии, основное внимание уделяется смыслу жизни. Хотя Франкл не признаёт перинатальную динамику и подразумеваемые ею родственные проблемы рождения и смерти, очень важно, что на развитие его терапевтической системы во многом подействовал тяжёлый опыт пребывания в концентрационном лагере. Крайние страдания узников концлагерей – характерная перинатальная тема.
С. 200. Гуманистическая психотерапия базируется на положении, что люди стали слишком интеллектуалистичными и технократичными, отдалились от эмоций и ощущений…В гуманистических подходах сделан решающий шаг в направлении к холистическому пониманию человеческой природы - особенно в сравнении с характерным для традиционной психологии и психиатрии односторонним акцентом либо на теле, либо на душе.
С. 205. Данные, полученные при проведении исследований с ЛСД, также ясно подтверждают основной тезис гуманистической психологии о единстве ума и тела.
С. 293. Алкоголизм и наркомания часто описывались как растянутые во времени, медленные формы самоубийства…Склонные к алкоголю и наркотикам пациенты, испытавшие на психоделических сеансах состояние космического единства, сообщают об интуитивных прозрениях, весьма похожих на интуицию пациентов с тягой к самоубийству. Они осознают, что стремились к трансценденции, а не к наркотической интоксикации.
С. 296. После переживания смерти Эго и космического единства злоупотребление алкоголем и наркотиками видится трагической ошибкой, вызванной неузнанным или неправильно понятым стремлением к трансценденции… Можно предположить, что индивидуальная стихия употребления алкоголя и других наркотиков основана на введении анестетиков или седативных препаратов в ходе финальной стадии рождения.
С. 307. При бациллофобии и страхе грязи (мизофобия) патологический страх сосредотачивается на продуктах жизнедеятельности, запахах тела и нечистотах. Органическое сцепление в базовой перинатальной матрице (БПМ) – III смерти, агрессии, сексуального возбуждения и биологических отходов является ключом к пониманию этих фобий… Не понимая, что имеет дело с памятью о биологических нечистотах, индивид верит, что борется с реальной гигиенической проблемой в настоящем. Подобно этому, страх смерти, представляющий собой память о реальной биологической опасности, ошибочно воспринимается как присутствующая в данный момент угроза, якобы связанная с инфекцией.
С. 317. Терапевтическая стратегия, освобождающая перинатальную энергетику, может не только разрешить симптомы травматического невроза, но и способствовать процессу глубокого исцеления и трансформации. Лучшие из традиционных подходов в этих условиях – гипноанализ и наркоанализ, которые приводят пациента в соприкосновение с исходной угрожающей жизни ситуацией, позволял прожить её повторно (телесно-ориентированная психотерапия Лоуэна, телесная терапия М.В. Швецова едва ли уступит по эффективности указанным методам, но превзойдёт их по простоте и доступности – наша вставка). И всё же идеальный терапевтический подход должен приводить дальше – к перинатальным матрицам, которые были вскрыты экстремальной ситуацией. Эти наблюдения особенно значимы с точки зрения того факта, что десятки тысяч ветеранов Вьетнама, страдающие от длительных эмоциональных нарушений, вызванных войной, представляют в США серьёзную проблему ментального здоровья.
С. 321. Понятие психоза прямо зависит от текущего научного представления о реальности.
С. 325. Два гиганта греческой философской мысли… оставили свидетельства о целительной силе мистерий. Платон, который, вероятно, был посвящён в Элевсине, дал детальное описание опыта ритуального переживания в диалоге «Федр» при обсуждении разных форм сумасшествия… Аристотель также видел в мистериях ритуальные события, способные исцелять эмоциональные расстройства. Он верил, что при помощи вина, возбуждающих средств (афродизиаков) и музыки участник посвящения испытывает необычайный страстный подъём с последующим катарсисом. Это было первым явным утверждением, что полное переживание, освобождение подавленных эмоций – эффективный механизм лечения душевных заболеваний. В соответствии с главным тезисом орфиков Аристотель постулирует, что хаос и безумие мистерий в конечном итоге ведут к порядку.
С. 326. Яркие психотические состояния имеют гораздо больше шансов быть излечимыми, чем протекающие вяло… Некоторые группы психотических пациентов имеют лучшие показатели выздоровления, когда подвергаются лечению неактивными препаратами (плацебо), чем в случае приёма транквилизаторов.
С. 334. Повторное проживание ненарушенного внутриутробного опыта тесно связано с некоторыми мистическими и религиозными состояниями, а эпизоды эмбриональных кризисов родственны шизофреническим и параноидальным состояниям.
С. 345. Диагноз решающим образом зависит от того, к какой школе принадлежит психиатр, от его индивидуальных предпочтений, от суммы доступных оценке данных и от многих других факторов. Некоторые психиатры приходят к диагнозу только на основе существующего комплекса симптомов, другие – на основе психодинамических соображений, третьи – пользуются и тем и другим… В конечном счёте, выбор терапии будет отражать ориентацию психиатра, а не клинический диагноз. Психиатр, ориентированный на органику, стандартно воспользуется биологическим методом лечения неврозов, а психологически ориентированный - может избрать психотерапию даже при лечении психозов.
С. 353. Критическим фактором остаётся предубеждённость психиатра; исследования Rosenhan (1973) показывают, что как только человеку приписано душевное заболевание, то даже если он фактически здоров, медицинский персонал склонен интерпретировать его нормальное, обыкновенное поведение как патологическое.
Психиатрический диагноз слишком расплывчат и гибок, так что может быть приспособлен к разным обстоятельствам. Его можно использовать и довольно легко отстоять, когда психиатру нужно оправдать невольное преступление или доказать в суде, что пациент является невменяемым. Эта ситуация резко отличается от строгости, которую мог бы проявить психиатр в интересах обвинения или при комиссовании с военной службы. Такой же изменчивой может быть психиатрическая диагностика в уголовном судопроизводстве и в практике страхования; профессиональная аргументация может зависеть от того, на чьей стороне психиатр.
С. 354. В США гомосексуализм определялся как душевное заболевание до 1973 года, пока ассоциация американских психиатров не пришла к выводу, что это не так (это культурально-политический, отнюдь не научный, вывод ангажированных специалистов – наша вставка).
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы