Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
СССР – цивилизация будущего
СССР – цивилизация будущего
Кара-Мурза С., Осипов Г. - М.: Эксмо, Яуза-пресс, 2010. – 282с.
С. 7. Советская наука – одно из самых необычных и великолепных творений России как цивилизации.
Наука стала одним из «созидателей» советского строя и одной из главных его опор.
Выздоровление, укрепление и подъём отечественной науки – условие перехода России на инновационный путь развития. А точнее – условие самого существования России. …Идея перехода к инновационному пути развития оформилась как строительство «общества знания».
С. 11. Почти полностью демонтирован отечественный научный потенциал, который выстраивали 300 лет.
С. 13. Выполнение научным сообществом функции поддержания («обслуживания») всей конструкции рационального массового сознания сегодня затруднено по сравнению с советским периодом. Во-первых, власть в России, имитируя западные порядки, использует в качестве главного средства господства не убеждение и принуждение, а внушение и соблазн (манипуляцию сознанием). Для успешной манипуляции необходима глубокая дерационализация мышления, снижение способности граждан к логическим умозаключениям и внедрение в массовое сознание упрощённых стереотипов.
Во-вторых, на восприятие просветительских сообщений учёных влияет их статус в обществе.
С. 42. Запад, легко восприняв русскую литературу и музыку, в то же время проявил удивительную ревность по отношению к русской науке. Это бросается в глаза сразу при чтении английских и американских книг по всеобщей истории науки и техники. …Ломоносов на 48 лет раньше Лавуазье вёл количественные опыты по окислению металлов и сформулировал положение о сохранении веса реагирующих веществ…, на 100 лет предвосхитил положения молекулярно-кинетической теории.
С. 55. Из школы должен был выйти… «добропорядочный гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и подбирается соответствующий ограниченный запас знаний. Возникла «мозаичная» культура (в противовес «университетской»).
С. 80. К середине 20-х годов резко снизилась младенческая смертность в России, которая в самом конце XIX века составляла 425 умерших на 1 тыс. родившихся. В результате средняя продолжительность жизни русских сразу подскочила на 12 лет.
У мусульман в 1897 г. детская смертность составляла 166 на 1 тыс.
С. 228. Перестройка и крах СССР обнаружили драматический и очень важный факт: из нескольких десятков тысяч профессиональных марксистов, которые работали в СССР, большинство перешло на сторону антисоветских сил. Перешло легко, без всякой внутренней драмы. Всех этих людей невозможно считать аморальными. Следовательно, их профессиональное знание марксизма не препятствовало такому переходу, а способствовало ему.
Религиозный философ В.В. Розанов сказал, что российскую монархию убила русская литература. Это гипербола, но в ней есть зерно истины. По аналогии можно сказать, что советский строй убила Академия общественных наук при ЦК КПСС и сеть партийных школ.
С. 229. В идеократическом обществе достаточно, чтобы в массовом сознании возникла мысль «живём не по правде», и политический режим рушится. Так рухнула монархическая Российская империя в феврале 1917 г., так же рухнуло Советское государство в 1991 г.
С. 233. Уже первые шаги по реформированию науки вызвали «расщепление сознания» учёных. Будучи поначалу, в большинстве своём, сторонниками перехода к рынку, они даже не допускали мысли, что законы рыночной экономики могут коснуться лично их.
Вот урок для всех левых сил: главные опасности ждут социализм не в периоды трудностей и нехватки, а именно тогда, когда сытое общество утрачивает память об этих трудностях.
С. 234. Мировоззренческой основой советского строя…был общинный крестьянский коммунизм.
Сознательный авангард перестройки – наследники троцкизма и, в меньшей степени, либералов и меньшевиков.
Для свержения советского строя и не требовалось, чтобы массовое сознание стало антисоветским, - достаточно было, чтобы оно перестало быть активно благожелательным.
С. 244. Как велико может быть расхождение между реальностью и её восприятием, видно на примере питания. Были приложены большие усилия, чтобы убедить массы, будто мы плохо питаемся. На деле в СССР, даже при дефектах его распределительной системы, полноценное и сбалансированное питание было обеспечено практически всем социальным группам. По совокупности показателей, которыми оперирует ФАО (Всемирная организация продовольствия), СССР занимал 7-е место в мире. В 1988 г. молока и молочных продуктов в среднем по СССР потребляли 356 кг в год на человека (в США – 260), но при опросах 44% ответили, что потребляют недостаточно. … Потребление сахара в СССР составляло 47,2 кг в год на человека – свыше оптимальных медицинских норм (в США – 28 кг), но 52% опрошенных считали, что едят слишком мало сахара (а в Грузии недовольных было даже 67%).
Советский тип распределения пищи был благополучен в терминах реальных калорий, белков и т.д., но неблагополучен с точки зрения образов. …В массовом сознании был создан образ дефицита. Был голод на образы товаров. Ощущение дефицита в 80-е годы было доведено до уровня психической подавленности из-за постоянного воздействия этого фактора. Результатом было сужение сознания – почти всё внимание сосредоточивается именно на неудовлетворённой потребности, восприятие действительности резко искажается.
С. 248. Как писал Маркс, «потребности производятся точно так же, как и продукты». И потребности стали производить в СССР по образцу западного общества потребления. …Начиная с середины XX века потребности стали интенсивно экспортироваться Западом в незападные страны через механизмы культуры. Разные страны по-разному закрывались от этого экспорта. При ослаблении этих защит происходит, по выражению Маркса, «ускользание национальной почвы» из-под производства потребностей, и они начинают полностью формироваться в центрах мирового капитализма.
С. 249. Вслед за развалом СССР и сломом хозяйственной системы («приватизация») последовал катастрофический кризис. Кроме того, передача преступному миру большой части собственности и власти породила аномальный уклад, несовместимый с жизнью общества. Инстинктивным ответом населения на реформу стали снижение рождаемости и рост смертности (наше выделение).
С. 251. Опыт начала XX и XXI веков показал, что при господстве в России уклада, основанного на конкуренции («капитализм»), она не может выжить как независимое многонациональное государство.
С. 255. Поразительная беззащитность массового сознания против манипуляции. … На Западе эрозию рациональности уклончиво называют постмодернизмом – мягким и постепенным отходом от норм Просвещения, лежавших в основе мышления индустриальной цивилизации.
С. 257. Здравый смысл не настроен на выработку блестящих, оригинальных решений, но он надёжно предохраняет против наихудших решений. Вот этого нам сегодня очень не хватает.
С. 260. Перестройка в целом привела к тяжёлому поражению рациональности.
С. 262. Кампания по переделке, с помощью СМИ, русского языка была большим культурным проектом, подавляющим способность населения к рациональному мышлению. Важной его частью было заполнение языка, особенно молодёжного, словами без корней (словами-амёбами), разрушающими смысл речи.
Русский языковед и собиратель сказок А.Н. Афанасьев подчёркивал значение корня в слове: «Забвение корня в сознании народном отнимает у образовавшихся от него слов их естественную основу, лишает их почвы, а без этого память уже бессильна удержать всё обилие словозначений; вместе с тем связь отдельных представлений, державшаяся на родстве корней, становится недоступной».
С. 263. Важный признак этих слов-амёб – их кажущаяся «научность». Скажешь коммуникация вместо старого слова общение или эмбарго вместо блокада – и твои банальные мысли вроде бы подкрепляются авторитетом науки.
Политики во время реформы избегали использовать слова, смысл которых устоялся в общественном сознании. Их заменяли эвфемизмами – благозвучными и непривычными терминами. Так, в официальных и даже пропагандистских документах никогда не употреблялось слово «капитализм». Нет, что вы, мы строим рыночную экономику. Беженцы из Чечни? Что вы, у нас нет беженцев, это «вынужденные переселенцы».
С. 276. Отказ «чувства меры» проявляется в широком использовании «средних» показателей при резком расслоении объектов. Люди как будто забыли школьное правило – средним числом можно пользоваться только в том случае, если нет большого разрыва в показателях между разными частями целого. И при обсуждении жизни общества у нас получается как в больничной палате: один умер и уже холодный, а другой хрипит в лихорадке, но средняя температура нормальная.
С. 279. Неспособность отсеивать или хотя бы переводить в разряд «сомнительных» ложные количественные данные – результат массового поражения инструментов рационального мышления.
С. 283. Как и у всякой науки, главная социальная функция общественных наук заключается в том, чтобы формулировать запреты. Выражаясь мягче, предупреждать о том, чего делать нельзя.
С. 286. Реформа 90-х годов представлялась обществу как модернизация отечественной экономики – а теперь оказывается, что это был её демонтаж. Причём исключительно грубый, в виде разрушения «старого здания». На это согласия общества не спрашивали, а общество никогда бы не дало такого согласия. Речь идёт о колоссальном обмане общества, совершённом с участием авторитетных обществоведов. … К концу 80-х годов в СССР и России уже не существовало сообщества обществоведов как научной системы. Горбачёв и его «интеллектуальная команда» вместо «научного анализа» гнали общество, торопили, не давали опомниться и задуматься, представляли дело так, будто никакого выбора и не существует. Весь дискурс официального обществоведения был направлен на то, чтобы люди не поняли, что их ожидает в ближайшем будущем.
С. 290. В результате реформ мы получили самое худшее из всех возможных состояний общества. … Перед нами явление крупного масштаба: на огромном пространстве при участии влиятельной интеллектуальной группировки искусственно создана хозяйственная и социальная катастрофа. Её интенсивность не имеет прецедента в индустриальном обществе Нового времени. Украина – большая европейская страна с высоким уровнем научного и промышленного развития. В 2000 году средняя реальная зарплата здесь составляла 27% от уровня 1990 года ( в РФ 42%, в Таджикистане 7%).
Казалось бы, перед обществоведением возник очень важный в теоретическом и ещё более в практическом плане объект исследований, анализа, размышлений и диалога. Но за прошедшие 15 лет никакого стремления к рефлексии по отношению к методологическим основаниям программы реформ в среде обществоведов не наблюдается! За исключением отдельных личностей, которые при настойчивой попытке гласной рефлексии становятся диссидентами профессионального сообщества. В России 90-х годов на высказывание мнений, противоречащих доктрине реформ, была наложена цензура, по сравнению с которой советская идеологическая цензура показалась бы предельно либеральной (наше выделение). Даже почтенным иерархам экономической науки (например, академикам Д.С. Львову, Н.Я. Петракову или Ю.В. Яременко) был закрыт доступ к трибуне, так что их рассуждения в узком кругу специалистов превратились в «катакомбное» знание.
С. 292. Этот факт…говорит об очень глубокой деформации всей системы норм научной рациональности в отечественном обществоведении.
С. 292. Даже А.Д. Сахаров писал в 1987 г.: «Нет никаких шансов, что гонка вооружений может истощить советские материальные и интеллектуальные резервы и СССР политически и экономически развалится – весь исторический опыт свидетельствует об обратном».
С. 296. Психическое отклонение клинического характера – вот как воспринимался замысел реформы в России видными западными специалистами, не имеющими причин молчать! В 1996 году американские эксперты, работавшие в РФ (А. Эмсден и др.) признали: «Политика экономических преобразований потерпела провал из-за породившей её смеси страха и невежества».
С. 304. В норме опасность порождает функцию государства, а функция – соответствующую структуру. Наука и была в СССР той сложной структурой, которая своей познавательной работой покрывала спектр главных прямых опасностей для государства и общества. Но даже сегодня о науке спорят лишь в терминах её экономической эффективности. Ах, её продукция неконкурентоспособна! Да разве в этом главная функция отечественной науки? Её главная задача – накладывать запреты, предупреждать о том, чего делать нельзя (наше выделение).
С. 305. В 80-е годы интеллектуальное сообщество проявляло поразительное равнодушие даже к самым непосредственным угрозам безопасности. Вот простой пример. Как «технология» перестройки было использовано учение о культурной гегемонии Антонио Грамши. Суть его в том, что до слома политического и социального строя производится «молекулярная агрессия» в сознание – разрушается культурное ядро общества множеством мелких ударов и уколов. Когда люди окончательно сбиты с толку, можно переходить ко второму этапу. Это - теория огромной важности, имеющая общее значение для обществоведения (так, теория «молекулярной агрессии» в сознание – основа современной рекламы).
с. 310. Катастрофы приходят именно в результате синергизма опасностей, который был не предусмотрен и не просчитан. Искусство разрушения в том и состоит, чтобы создать в нужном месте и в нужное время этот синергизм слабых факторов (опасностей). Напротив, искусство управления рисками состоит в том, чтобы предвидеть возможность возникновения таких кооперативных эффектов и вовремя разрушать возникающие системы опасностей - также слабыми воздействиями.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы