Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Дневники
Дневники
Пришвин М.М. - М.: Правда, 1990. – 480с
1905 год
Стр. 11. Я люблю тень той женщины и не знаю, мог бы узнать на улице или нет. Я по привычке всегда ищу её глазами в петербургской толпе, но никогда не нахожу.
…
Стр. 24. Никакая наука не может открыть той тайны, которая вскрывается от воспоминания детства и любви. Нужно только испытать сильное горе, нужно почти умереть. И вот совершается рождение. Неведомые силы посылают утешение и великую радость.
Стр. 34. Блок мне рассказал любопытное: есть в нём такое чувство к Венере Милосской, что хотелось бы разбить её, чтобы остались только геометрические формы. То же чувствует и Бенуа…
Стр. 36. Я знаю, боль пройдёт, будет на том же самом месте радость.
Стр. 51. Основное зло нашей жизни состоит в том, что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку. Учёные больше других страдают этим грехом.
Стр. 54. Люди настоящие, смиренные не знают света, исходящего от них. Вообще лучшее человеческое даётся даром (поэтому простым народом не ценится красота) – это такой же дар, как свет, вода. Добро. Красота есть дар природы.
1912 год
Стр. 56. «Видите ли, я имела несчастье родиться женщиной и потому навеки осуждена на ничтожество и работу под начальством людей, которые не стоят моего мизинца».
1914 год
Стр. 61. Нет ничего более жалкого, расслабленного, бессильного, как русский крестьянин зимой в сильные морозы. Русская печь, такая огромная – самая слабая печь для защиты от мороза и самая угарная: как мороз, так уж непременно все в доме угорают. Я думаю, это оттого, что в мороз тепло из печи сильнее устремляется в холодную избу и угарные газы проникают через кирпичную кладку.
Стр. 63. Пастух в деревне – дурачок.
Стр. 67. Гимназист, семнадцатилетний мальчик, гулял со мной по Львову и разговаривал на чистом русском языке. Он мне рассказывал о преследовании русского языка, не позволяли даже иметь карту России, перед войной он принуждён был сжечь Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского (наше выделение).
Стр. 68. Это вечное: вечная безумная попытка своим личным счастьем осчастливить весь мир.
1918 год
Стр. 90. Я никогда не считал наш народ земледельческим, это один из великих предрассудков славянофилов, хорошо известный нашей технике агрономии: нет в мире народа менее земледельческого, чем народ русский, нет в мире более варварского обращения с животными, с орудиями, с землёй, чем у нас. Да им и некогда и негде было научиться земледелию на своих клочках.
1925 год
Стр. 128. Понимаю ошибку Руссо, Толстого и всех, кто зовёт людей к «простоте»: они думают, что жизнь проще, значит, и легче, между тем как проще жить гораздо труднее. И самое трудное, что стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а всё простое стремится к сложности (наше выделение).
1927 год
Стр. 139. Не верьте писателю, если он пишет историческую повесть, что он в прошлом: он описывает его настоящую жизнь в образах прошлого.
Стр. 149. В Бога начинают, должно быть, по-настоящему верить, когда теряют последнее зерно веры в человека…
Стр. 153. Творчество – это воля к ритмическому преображению Хаоса…Творчество я представляю себе как жизнь, пробивающую себе путь к вечности. Она очень похожа на поток, размывающий себе путь к океану.
1929 год
Стр. 159.Вот это сознание, что никакая книга, никакой мудрец, никакая среда не прибавят тебе ничего, если внутри тебя не поставлен вопрос, и если есть вопрос – убеждение, что на всяком месте можешь ты найти ответ.
…С пользой для себя читаю только те научные книги, в которых нахожу подтверждение, а чаще расширенное, более умное понимание и раскрытие моих собственных догадок.
1930 год
Стр. 165. Я, когда думаю теперь о кулаках, о титанической силе их жизненного гения, то большевик представляется мне не больше, чем мой «Мишка» с пружинкой сознания в голове….Теперь только понял причину злости [государственной власти]: все они даровитые люди и единственные организаторы прежнего производства, которыми до сих пор, через 12 лет, мы живём в значительной степени.
Стр. 176. Чрезвычайно сложное по существу иногда чудесным образом является нам в простейшей форме, и если это искусство, в особенности если женщина, то мы о ней в восторге говорим: какая простая!
Стр. 177. В газетах о съезде пролетарских писателей. Нет, кажется, ничего мне горше, как групповое вовлечение писателей в политику.
1931 год
Стр. 180. Начались письма, восхваляющие мою статью «Нижнее чутьё». Да. По-видимому, вся сила моего творчества этого литературного сезона нужна была для того, чтобы дать эту статью.
Стр. 182. Это стремление вперёд так огромно, что будущее становится реальней настоящего. Ведь это верно, что инженер ещё прошлый год здесь заблудился в лесу. Теперь тут город, а лес стоит вдали. Но какой это лес, ведь он обречён, его завтра не будет, этот лес почти нереальность. Зато вот механический цех, которого ещё нет – он реальность.
Стр. 202. Культура – это связь между людьми в их творчестве, цивилизация – это сила вещей (наше выделение).
1933 год
Стр. 204. Родина – это участок моего личного труда в общем деле…
1935 год
Стр. 222. С морем ещё нельзя так распорядиться, как с лесом, и на море человека нельзя так унизить, как в лесу и на пашне…
Когда счастье приходит – уходят слова.
1936 год
Стр. 239. То место, где я стою, - единственное, тут я всё занимаю и другому стать невозможно. Я последнюю рубашку, последний кусок хлеба готов отдать ближнему, но места своего уступить никому не могу, и если возьмут его силой, то на месте этом для себя ничего не найдут и не поймут, из-за чего я на нём бился, за что стоял.
Стр. 240. Перечитав главу «Живая ночь» из «Кащеевой цепи», вдруг понял, почему Белый и антропософы не поняли «Кащеевой цепи». Живая ночь, например, так близка к природе, что кажется фантастикой автора. Между тем сама близость именно и является мотивом поэзии. И вся «Кащеева цепь» построена именно на этой близости поэта и человека. Неужели этого никто не поймёт и не скажет? Едва ли…
Читаю дневник Толстого за 1910 год и считаю эту книгу одним из величайших документов человеческой жизни мирового значения.
Стр. 245. К пониманию простейших вещей философ доходит сложным путём, и потому его положение среди простого народа всегда опасно, ещё бы: человек мучительно думает и доказывает то, что все знают.
Стр. 247. Осуществить мечту: создать сказку жизни, чтобы читали мой детский рассказ, как сказку, все возрасты. Это единственно возможная теперь литература. В такой форме единственно художник может служить будущему. И пусть все, кто хочет жить, смирится, и все будут, как дети.
Стр. 247. Окаянство жизни не в том, что есть люди, творящие зло, а и в том, что напуганные ими люди приготовились к злу, стали очень подозрительные и уже не в состоянии встретить человека незнакомого с доверием.
Стр. 260. Перечитал по-новому речь Тургенева при открытии памятника Пушкину. Как хорошо! И куда всё девалось! И ещё что «простой народ» ни в какой стране не читает своих гениев. Теперь в этом вся закавыка. Мы не знаем, кому мы книгу даём и что из этого выйдет. Не в писателе дело теперь, - и довольно написано! – а в читателе.
1938 год
Стр. 262. Чудесное произведение искусства само следит и ухаживает за чистотой души человека (наше выделение).
Стр. 268. Тот не страшен, кто живёт своими чувствами и согласным с ними умом: это и есть человек, каким все мы должны быть. А страшен, кто обошёл свои природные страсти холодным умом и огонь души своей запер в стены рассудка…. Мне и в голову не приходило, что, может быть, не он, Тургенев, лёгкий, а я, как читатель, отравленный этическими сгустками нашей русской литературы, почти что религии, и я – читатель тугой и не воспринимаю красоту.
Стр. 270. В старости жизнь упрощается до формулы: «Хоть денёк, да мой!»
1939 год
Стр. 271. Огромное большинство ошибочных суждений о писателях (педагоги больше всего ошибаются) зависит оттого, что о поэзии судят с точки зрения её потребителя, а не созидателя.
Стр. 272. Когда вся природа в мае цветёт, на человека грустно смотреть – так он сер кажется в это время.
Стр. 274. Думаешь, что растёт в тебе идея, убеждение в чём-то, быть может, обязательном для всех. А потом, когда напишешь вещь, оказывается, что это не убеждение было, а леса для постройки романа. Написал роман, и все убеждения исчезли, как мираж.
1941 год
Стр. 290. Истинной радостью может располагать только тот, кто насыщен готовностью и умереть во всякое время.
Для прочного брака необходимо вечное продвижение любящих в мир, где оба не бывали и отчего они сами открываются друг другу новыми сторонами.
Стр. 291. И может случиться, что у многоумных только пустые слова, а у простеца одно словечко, да туго-натуго налитое собственной кровью, и этим словечком решается всё дело борьбы.
Стр. 294. 21-22 марта. Когда друг приезжает ко мне, я бываю счастлив, но пишу хуже. А когда он уезжает, я тоскую, но пишу лучше. Неужели родник творчества вытекает из личной утраты?
Стр. 297. Слава Богу, мне в церковь не нужно ходить: всё лучшее, что люди в церкви находят, дано в нерукотворной природе. И когда мне надо молиться, я замираю в лесу, так затихаю….
Стр. 301. Плачьте женщины! Лейте слёзы. Как можете: ни одна слеза ваша не пропадёт даром. Я знаю по себе самому: именно эти слёзы рождали во мне мужество (наше выделение). И как? А как дождь, этот небесный плач, поднимает силу земли, так в человеческой душе женские слёзы…
Стр. 311. Я так давно занят был словом и так недавно понял это вполне ясно: не чугуном, а Словом всё делается.
Стр. 313. И Слово потеряло силу, и отошло куда-то в молчание. И человек, приставленный к машине, потерял волю и смысл. Так что Слово отвечает не из пулемёта: оно поражает своим молчанием.
Стр. 314. Пока не кончится война, как ни бейся, всё равно ничего не поймёшь. И ничего не поймёшь, пока делается, и только уж когда кончится. Так вот и наша личная жизнь: рост сознания нашего связан со смертью. И когда умрёт человек, то всё бывает понятно (наше выделение).
1942 год
Стр. 319. Удивлялись, слушали о Ленинграде, живучести человека. Скорее умирают мужчины, потом женщины и всего выносливее оказываются дети.
1943 год
Стр. 333. Дарвин, как прислуга у господ, подсмотрел в делах Божиих обыкновенность его творчества. Чудесные пироги делаются из обыкновенной муки, так и состав материи тот же самый у человека и обезьяны. Её [Ляли] сопротивление к технике болезненного происхождения, но эта болезнь на фоне всеобщего технического безумия, этой слепой веры в слепую материю является скорее не болезнью, а здоровьем души.
1943 год
Стр. 334. Англичанин умеет открываться, не отдаваясь, а русский если откроется, то тем самым и отдаётся, а после будет страдать.
1944 год
Стр. 344. Под Новый год прочитал «Лесную капель» и был очень обрадован: эта книга сердечной мысли.
Искусство погибает от неверия и подмены, когда нас начинают уверять, что из стекла можно сделать бриллианты.
Стр. 345. Едва ли возможна какая-либо на земле жизнь без греха: невозможна, потому что грех есть бродило сознания.
Стр. 345. Со всех сторон потянулись ко мне руки журналов, и «Новый мир» берёт обратно отвергнутые было «Рассказы о прекрасной маме».
Стр. 350. Вот не забыть из беседы с Калининым.
«Почему это, - говорит он, - русская литература стала такой значительной во всём мире? Не оттого ли, что давление на русского писателя было так велико». (Я понял эти слова в смысле: «Этот стон у нас песней зовётся…»)
Стр. 351. Почти каждая женщина – сосуд страданий и горя.
Стр. 353. Техника аморальна. Техника завлекательна и затягивает в себя человека, подобно болоту.
1945 год
Стр. 362. Русские цари были заняты завоеваниями, расширением границ русской земли. Им некогда было думать о самом человеке. Русская литература взяла на себя это дело: напоминать о человеке. И через это стала великой литературой.
Стр. 363 . Люди не породистые собаки, чтобы их можно было по заказу выращивать; выращивать будут людей, а вырастут породистые собаки. Настоящие люди сами родятся, как родился, к примеру, Шаляпин. И вот это-то и есть самое главное – се человек рождённый, а не выращенный.
Стр. 364. Кто не видал смерть на войне, тот увидит её непременно в старости, вот, как я теперь вижу. Люди как будто уходят куда-то, и так явно видишь, что там, куда они уходят, настоящая жизнь, а это был какой-то необходимый для всех обман.
1946 год
Стр. 365. Природа меня вылечила от душевной болезни, я ведь тут всё прошёл. И зато нигде так не принимаются радостно мои писания, как в санаториях.
Стр. 367. Одни люди, назовём их деловые, получают мотивы своих действий непосредственно от жизни, другие, назовём их в плохом и хорошем смысле мечтатели или качественные люди, в поступках своих руководствуются мотивами, качественно переломленными в их душе.
1947 год
Стр. 370. Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность – это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого, коллектива (например, смерть Сократа, не говоря о Христе).
Стр. 370. В этом году я намерен закончить многолетний свой труд, педагогическую поэму на материале строительства Беломорского канала.
Стр. 372. Личность Евгения в «Медном всаднике» и все другие бесчисленные подобные случаи возбуждают в нас чувство жалости к личной судьбе людей, приносимых в жертву «большому делу».
Законы природы – это законы размножения, а законы человека – это законы личности.
Стр. 374. На моём веку совершилась огромная перемена в сознании человека: в моё время ещё верили просто в науку, что человек овладевает законами природы себе на добро, и такое победное шествие человека как царя природы вперёд называлось прогрессом. В науке есть чары не меньшие, чем в искусстве, отвлекающие личность человека от конкретных условий добродетели (творчества добра), в том смысле, чтобы служить лучшему всех людей, как себе самому (наше выделение). Так мы долго жили в чарах науки, создавшей нам мираж прогресса.
Стр. 375. Спрашивается, от чего должен отказаться человек, если он желает получить власть над людьми. Вероятнее всего он должен отказаться от радости жизни. Вот нет у меня ни малейшего желания властвовать, и зато мне дана радость жизни.
1948 год
Стр. 379. Посмотрите на докторов – одни из них ищут в человеке болезнь и этим специально только и занимаются, чтобы её найти. И. конечно, находят, потому что почти все люди больны чем-нибудь в какой-нибудь степени. Но все люди, за исключением небольшого числа безнадёжных, относительно здоровы. И есть доктора, которые ищут в человеке не одну болезнь, а и здоровье и лечат человека тем, что поощряют здоровье, и оно преодолевает болезнь.
стр. 384. Мне стало видно, почему я всегда робел понимать себя настоящим писателем: потому что я очень людей хотел возле себя, а быть настоящим писателем – это значит непременно быть одиноким…Я славу понимал просто как счастье и считал себя его недостойным.
Стр. 389. Разница только в том, что он, как англичанин, ищет морального руководства над всеми народами, а я, скорбно любя свой народ, считаю всех выше нас.
Стр. 398. Дети как жертвы переустройства женщин с домашнего мира на мужскую деятельность. Дело, заменяющее дом, получает характер суеты, подмены чего-то главного и настоящего (наше выделение).
Стр.400. Исповедь Руссо есть описание мук, сопровождающих известность.
Стр. 402. Способность писать без таланта называют мастерством. А свобода поэта состоит в великом труде управления своим талантом.
Стр. 403. Живыми выходят из Толстого образы потому, что он их по-матерински вынашивает, а не сбрасывает, как при заказах, на скоростном соревновании.
Стр. 407. Немец способен на всевозможное и в этом лучше всех во всём мире. Русский в возможном недалеко ушёл, но он, как никто, в невозможном («чудо»).
Стр. 412. Мне было так, будто у меня осталось только детство, что я после всего наконец вернулся в него, но только оно теперь лучше, и экзаменов больше не будет.
Стр. 417. Творчество как поведение.
Любовь как рождение или утверждение личности.
Стр. 457. Пастернак спустился к нам, читал стихи, совершенный младенец в свои 60 лет. И делается хорошо на душе не оттого, что стихи его, а что сам он такой существует.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы