Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Титя – мамина!
Главная страница / Зал эксклюзивных материалов / Титя – мамина!
Титя – мамина!
«Титя – мамина!» Так сказала мне ещё когда-то давно в одном из интервью психолог, мама четверых детей, очень уважаемая в Екатеринбурге женщина Лена Ряплова. Мне это фраза тогда очень пришлась по сердцу, и с тех пор я вспоминаю её всякий раз, когда приходит пора заканчивать грудное вскармливание очередного малыша.
Теперь уже с пятым ребёнком я прохожу этот мучительный и сладкий этап. И снова убеждаюсь – насколько это высказывание верно! Отучение от груди – как ещё одно рождение, причём для обоих: мама рождается женщиной, не зависимой от кормлений, а ребёнок – человеком ещё чуть более самостоятельным.
Моей дочке всего год сейчас. Я не отнимаю у неё грудь насильно – но при её уровне сообразительности (она понимает абсолютно всё, что говорится и делается вокруг!) уже пора договариваться и объяснять. «Титя – мамина». Это не пустышка для баловства и – как ни странно звучит – не средство для успокоения. Успокоить может мама. Мамины руки, ласка, слова, песни. А рецепт «титю в рот – и всё пройдёт» - слишком прост для этого возраста, не всегда срабатывает, а главное (по моему личному мнению) ведёт и маму и ребёнка в плен зависимости друг от друга, и зависимости (на мой опять же взгляд) весьма развращающей.
Объясню. Как многодетной маме мне как нельзя лучше понятны ежедневные трудности кормящих мам. Допустим, мама занята делами (любыми – от варки супа до сочинения поэмы) – ребёнок в возрасте после полугода (когда он способен перемещаться самостоятельно) приползает (приходит) к маме и требует внимания. Маме сложно отвлечься – мама даёт титю, и оба оказываются в плену кратковременной иллюзии. Маме кажется, что она удовлетворила потребность ребёнка в общении (раз он отполз от неё обратно), и для ребёнка гармония мира временно восстановлена. При этом его познавательный интерес, его потребность в эмоциональном, духовном общении с мамой осталась неудовлетворённой. Он пришёл с вопросом: «что ты делаешь? Можно мне с тобой? Давай поиграем? Закончи дела – я устал быть один» и т.п. А получил титьку – и чем в таком случае титя лучше пустышки?.
Да не осердятся на меня мамы, верящие в то, что все дети – индиго. Это моё личное мнение, основанное на наблюдениях за детьми своими, а также детьми друзей и знакомых. Выборка, в общем-то, невелика, но всё же.
Кстати, в детей-индиго я тоже верила – в 2003-м, когда родился у меня второй ребёнок, это было особенно модно. Я давала, как рекомендовалось тогда, «грудь по требованию» - аж до двух с половиной лет. И боже мой, как же нам было трудно в таком сознательном возрасте отсекать эту привязанность! Она к тому моменту была уже болезненно сковывающей для нас обоих. Я бы призвала мам не обольщаться на счёт того, что эта привязанность безболезненна и может прекратиться в любой момент, когда, мол, сам ребёнок (ну он же индиго!) этого захочет.
Сам он не захочет – для него (по моим ощущениям) расставание с титей сродни завязыванию с вредной привычкой курить или употреблять алкоголь.
Спасительная мысль о том, что «титя – мамина», на мой взгляд, ещё очень верна и психологически. Когда мы говорим что-то вроде: «мой ребёнок – индиго, он сам знает, когда ему заканчивать грудное вскармливание», мы лукавим. Утверждая, что он знает всё лучше нас, мы перекладываем на его крошечные плечи огромный груз нашей взрослой ответственности за его жизнь. Так в родителях говорит собственное детское желание – «пусть кто-то другой (пускай даже мой ребёнок) примет за меня важное решение в жизни». Но так не бывает. Родители – мы, а он – маленький, зависимый от нас человек. Разумеется, со своим правом на выражение своего мнения, своих запросов. Мы их всегда и обязательно внимательно выслушиваем с самого его рождения и принимаем к сведению – но ключевые решения в своей и его жизни (покуда он так мал) принимаем всё-таки мы.
С моей точки зрения, кормёжка «по требованию» - необходима в возрасте месяцев до трёх. Именно это – тот период, когда мы учимся прислушиваться к новорождённому, приспосабливаемся к его темпераменту, знакомимся с особенностями его пищеварения. А он – знакомится с нами… В процессе этого взаимного узнавания наш замечательный малыш-индиго сам выработает режим. Как бы нам ни хотелось хвастать родным и знакомым отсутствием режима и полной вольницей – ему самому необходим режим. И для нормального пищеварения, и для созревания нервной системы. Необходим режим и самой маме. И первых трёх месяцев вполне достаточно, чтобы в тандеме «мама+малыш» этот режим выработался. Хороший, удобный для обоих и приятный во всех отношениях режим.
Разумеется, случаи болезни – не в счёт. Когда мои грудные дети – не дай бог – заболевают, первое лекарство у нас в семье – «мама-терапия»: круглосуточное висение на маме. С подключением некоторых совсем простых средств любая температура, сопли, поносы проходят за два-три дня.
Одна знакомая мамочка троих, успевавшая на кружки, секции, прогулки, в школу, в садик и ещё на фитнесс и в кино с мужем раз в неделю обязательно – всё никак не могла понять: почему мне так сложно выйти с грудничком в парк в назначенные ею 11:05 (наши ляльки были ровесницы, и старшие ходили в одну группу в садике). Я всё ныла: «ах, мне так трудно собраться, у нас совсем нет режима!..» Она говорила: «у кого нет режима? У неё или у тебя? Не навязывай ему свою несобранность – ребёнок нуждается в прогулке. Давай, Катюха, соберись, в следующий раз обязательно встретимся в парке в 11:05!»
Постепенно я втянулась. И поняла, почему она всё успевает и всегда такая бодрая, а дети у неё такие спокойные и уравновешенные…
Впрочем, без фанатизма. Когда я говорю «с трёх месяцев вводим режим кормлений» - это не значит, что я, скрипя зубами от остервенения, трясу коляску с орущим младенцем, лишь бы не давать ему грудь раньше срока. Вовсе нет! Просто я сама складываю свою жизнь таким образом, чтобы к моменту, когда ребёночек проголодается, нам ничто не мешало спокойно покормиться. А когда он захочет спокойно поспать – я предоставлю ему такую возможность.
Постепенно это становится нормой и в жизни воцаряется покой. Потому что выспавшийся и сытый ребёнок – это уже половина успеха.
Где-то с полугода (а две младшие – даже раньше, месяцев с четырёх-пяти) мои дети начинали знакомиться с твёрдой пищей. Тема педагогического прикорма стала для меня ещё одним открытием – с первыми тремя детьми я о нём не слышала, и меня сильно заносило в сторону радикализма из серии «грудь – единственная пища ребёнка до самой школы». Но педприкорм – это такая чудесная вещь, скажу я вам! Как-нибудь в другой раз я расскажу о наших успехах (мне есть с чем сравнивать: старший вырос на баночках, второй и третья до года висели только на титьке, а затем знакомились с протёртыми кашами и прочей фигнёй).
Так вот. Где-то в полгода (а точнее с появлением первого зуба и вместе с ним – интереса к вкусной и здоровой взрослой пище) я начинаю знакомить деток с прикормами, ничего специально не протирая и не готовя отдельно для них. Ребёнок – если его здоровый своевременный интерес к еде не был задавлен – к году формируется прекрасный аппетит и энтузиазм. Два или три кормления в сутки уже приходятся на человеческую еду. Грудных кормлений к году у него остаётся два – максимум четыре в сутки.
Подчеркну важную вещь – всё происходит естественно и без всякого насилия. Просто его интерес потихоньку всё больше и больше смещается в сторону от маминой тити.
К полутора годам (или к году и трём месяцам) число кормлений сводится к минимуму и грудное вскармливание завершается экологично и светло.
Труднее всего укладывать ребёнка спать без груди – если вдруг ошибочно было заложено ранее, что перед сном обязательно бывает грудь. Чтобы этого не случилось, уже с полугода мы начинаем осторожно пробовать разные другие варианты засыпаний. Иногда малыш как бы «случайно» заснул в машине, в другой – нагулялся и смертельно устал, заснув в кенгуре, на ручках, в коляске... Главное – чтобы ни один из новых способов укладывания не становился обязательным и постоянным, иначе сформируется новая зависимость (засыпание только в кенгуре, в машине, в коляске…)
И ещё один важный момент успешного и безболезненного отучения – наполнение жизни ребёнка позитивной увлекательной деятельностью, хорошими светлыми людьми, которым он доверяет, другими детьми, с которыми он дружит. В принципе – если подводить итог – получается, что для успешного отучения от груди работают те же правила, что для избавления от (простите за суровое сравнение) иных зависимостей типа алкоголя или табака.
Ну и конечно, важную роль играет окружение и эмоциональное состояние самой мамы. За год-полтора симбиотического существования с ребёнком у нас, у мам (я и о себе говорю тоже), формируется зависимость. Мы уже не можем без него, и нам иногда так хочется длить это состояние вечно. И тут хорошо помогает совет сохранять осознанность и отстранённость. Вспомнить себя как личность, свои интересы и привычки и наполнить свою жизнь чем-то ещё кроме ребёнка. Не вместе него, конечно, - но хотя бы затем, чтобы выжить самой в череде этих горшков, пелёнок, какашек и кормлений. Взглянуть на мир по-новому, и быть интересной и самой себе, и ребёнку.
Автор – Екатерина Осоченко, сертифицированный инструктор перинатальной йоги, автор книги «Легко родить легко», мама шестерых детей