Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Изучаем принципы естественного родительства
Главная страница / Зал эксклюзивных материалов / Изучаем принципы естественного родительства
Изучаем принципы естественного родительства
Это умонастроение возникло в среде думающих родителей в конце ХХ века скорее как протест против чрезмерного вмешательства медицины и других регламентирующих систем в процессы выращивания потомства.
К числу противоестественных относятся кесарево сечение или стимуляция родовой деятельности; а также прививки, антибиотики и большинство лекарств, традиционно назначаемых врачами детских поликлиник; соски (как и в целом вскармливание из бутылочек), пустышки и даже детские кроватки и коляски.
Провозглашаются правильными, природными: роды без медицинского вмешательства (желательно домашние); тесный контакт матери и ребёнка с первых минут и последующее ношение ребёнка в слинге (кенгуру); обязательное грудное вскармливание и введение педагогического прикорма не раньше полугода (до тех пор – только грудное молоко); разумное закаливание и лечение преимущественно народными средствами.
Но даже самая прекрасная теория в случае фанатичного следования ей может быть перевёрнута с ног на голову. Рассмотрим принципы естественного родительства с точки разума.
1. Природа-Мать мудра; стоит доверять ей и естественным потребностям человека. Это, пожалуй, основной принцип естественного родительства на котором основываются все остальные. При разумном следовании ему вряд ли можно себе навредить. Сохранять здравый смысл помогает осознание того факта, что основным инструментом мудрой природы является… естественный отбор! Он не щадит больных и слабых, «выбраковывая» каждую «неудачную» особь. И безоговорочно доверяясь Природе, будьте готовы и к тому, что вы и ваш ребёнок можете не справиться с её суровыми испытаниями инфекциями, холодом, голодом, и окажетесь числе «забракованных».
2. Организм сам справится, не надо ему мешать. Замечательный принцип, хорошо работающий в естественных родах, при домашнем лечении неосложненных болезней, при закаливании ребёнка. Встречи с инфекциями – укрепляют иммунитет; нахождение голеньким в комнатной температуре стимулирует развитие собственной терморегуляции новорождённого; при активном и упорном сосании малыш сам «добудет» себе молоко из груди – не нужно спешить с докормами… Однако, и тут – без фанатизма. Автор теории стресса Ганс Селье разделяет стресс физиологический (тренирующий и укрепляющий организм) и патологический стресс, который приводит к болезням и даже смерти.
3. Грудное вскармливание с первых минут и по требованию. В сравнении с прошлым веком отношение к материнскому молоку изменилось радикально – и это здорово! Первые капли молозива – самые ценные; не спешите с докормами (особенно в первые дни) – верьте в себя, и лактация наладится; давайте грудь по первому требованию, никаких режимов по жизни… А вот тут уже начинается фанатизм. К сожалению, сторонниками естественного родительства упускается из виду тот момент, что «по требованию» кормить важно в первые 1-3 месяца жизни, а затем можно (и нужно!) регламентировать это процесс! Нездорово, если ребёнок всё время «висит на титьке» - в возрасте 3 месяцев он спокойно может обходиться без еды 2,5-4 часа. Сфера его интересов уже распространяется за пределы круглосуточного поглощения еды – родители часто забывают вовремя давать пищу его уму и сенсорному развитию, подсовывая грудь, в прямом смысле затыкая ему рот на каждое его требование. Может быть, его смущала неудобная поза? Боли в животе? Или он хотел посмотреть в окно? Взять погремушку? Послушать песенку?... Картина «кормлений по требованию» трёх- и даже пятилетних капризных издёрганных детей, которые не могут ни заснуть, ни проснуться, ни успокоиться без груди – увы, не редкость, среди естественных родителей. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. И в возрасте 1,5-2 года – в случае грамотного введения прикорма и отсутствия психологической зависимости от кормлений у самой матери – здоровый ребёнок вполне готов безболезненно расстаться с грудью.
4. Педагогический прикорм как альтернатива «режимному» педиатрическому. А вот этот принцип – настоящее открытие современности! Можно не мучиться с баночками, запихивая в рот малышу невкусное, но полезное – можно кормить его тем, что ему интересно! Сигналом к началу знакомства с твёрдой пищей служит появление первого зуба и.. интереса со стороны ребёнка! Тянет руку к сухарику? Хочет попробовать кашу из маминой тарелки? Интересуется яблоком? – отлично! Пусть понюхает, полижет – много ли он съест единственным своим зубом? А потом – обязательно запьёт маминым молоком. Важно, чтобы при этом мама ела то же, что дала только что ребёнку. Дополнительный плюс этого принципа в том, что мама вынуждена внимательнее строить свой рацион. Минус, разве что, один: вводя педприкорм, вовремя обратите внимание на выстраивание границ «мамино-моё» - иначе получится так, что и в 3, и в 5 лет автоматически всё, что лежит в маминой тарелке, ребёнок будет считать своим.
5. Тесный телесный контакт, ношение в слинге и кенругу. Очень хорошо – но до тех пор, пока (см. выше) не происходит установление зависимости и размывания личных границ двух существ. С «контактом кожа к коже» с первых минут – всё понятно: два человека, девять месяцев проведшие в тесной связи, не могут распасться в один момент. В первые недели критически важно малышу ощущать маму всем телом, но… как закончилась когда-то беременность – так должен вовремя и экологично завершиться этот симбиоз «мать-дитя». Личные границы формируются постепенно. Ребёнок уже способен лежать на животе, приподнимая головку и с интересом глядя вокруг? Пусть лежит! Пытается ползти и переворачиваться? В добрый путь! Он стремится сесть, делает первые шаги, уползает/убегает от мамы прочь? Благословите его и сделайте его путешествие безопасным вместо того, чтобы привязывать его к себе намертво слингом, обездвиживать рюкзаком-кенгуру, лишая свободы движения! Нормально развивающийся, здоровый малыш должен иметь возможность двигаться – это одна из насущнейших его потребностей, наравне с общением, питанием и сном. Как доказал в своих работах физиолог Илья Аршавский, детки, которые имели возможность достаточно много двигаться с самого рождения, растут более ловкими и уверенными, они здоровее и сообразительнее своих малоподвижных сверстников. Двигательная активность первична, она как бы «запускает» в организме все остальные механизмы: развитие мускулатуры и совершенствование нервной системы, укрепление иммунитета, интеллектуальное и психическое развитие.
6. Совместный сон. Как и предыдущий принцип, вытекает из убеждённости родителей, что телесный контакт с матерью в первые недели и месяцы жизни крайне важен для физического и психического здоровья ребёнка. Сон ребёнка в одной постели с матерью, кроме прочего, ещё и удобен (особенно в первые недели), когда режим кормлений только устанавливается, малыш часто просыпается ночью – и элементарно, маме удаётся лучше выспаться, когда он «под боком». Однако, как и во всех предыдущих пунктах, совместный сон хорош до поры до времени. Помня про опасность развития болезненной зависимости друг от друга, просто наблюдайте за собой и малышом: если вы видите, что он спокойно может спать без вашего присутствия (хотя бы днём) – не лишайте его этой возможности. Ставьте рядом со своей кроватью его кроватку «впритык» - чтобы иметь возможность протянуть руку и погладить его, если он завозится во сне. Но не спешите сразу ложиться вместе – возможно, почувствовав вашу руку, он снова спокойно уснёт. Тем самым вы дадите ему пространство для жизни, а себе – развяжете руки, что тоже немаловажно. Печально, когда подросшие уже дети дошкольного возраста спят в одной постели с родителями (или, что ещё хуже – в постели с матерью, заменив ей, по сути, вытеснив мужчину с его законного супружеского места) – и ни мать, ни дитя уже не могут уснуть друг без друга. Ни у того, ни у другого нет своего пространства, свободного времени и …личной жизни.
7. Высаживание с рождения, отказ от «памперсов». Разумеется, если во имя тесного телесного контакта мать и дитя проводят вместе круглые сутки (днём – в слинге, ночью – в постели), то вопрос об отправлении естественных потребностей новорождённого решается легче: именно в силу тесного контакта маме удаётся лучше чувствовать потребности ребёнка и, что называется, «подлавливать» моменты, когда он готов опорожнить мочевой пузырь или кишечник. Пришло время (обычно – после кормления и сразу после пробуждения, а также в среднем каждые 20 минут для первого месяца жизни) – и мама высаживает ребёнка над тазиком, раковиной, ванной, «на травку». И на протяжении первого года-полутора это работает безотказно, позволяя обходиться без подгузников, и при этом маме оставаться сухой с ребёнком на руках. Всё это время по сути мама решала, когда ребёнку пора в туалет. Улавливая его сигналы, безусловно – но тем не менее, первые год-полтора именно мама рулит процессом. Но приходит возраст, который в классической психологии называется началом анальной стадией познания мира – и ребёнок «идёт в отказ». Выгибаётся, капризничает, или – часами висит в маминых руках с голой попой, полностью игнорируя её призывы «пись-пись» и «а-а-а-а». Естественная мама рвёт на себе волосы: «как же так? Ведь мы так здорово высаживались! А теперь он мочится в штанишки! Я – плохая мать?» Вовсе нет! Просто – как и всякий закономерно развивающийся человек – ребёнок должен пройти эту стадию развития, и уже осознанно познакомиться с ощущением мокрых (и – да! – грязных) штанишек. Если родители не форсируют процесс, то не раньше года (а то – и ближе к полутора) ребёнок сам осознанно научится управлять процессами дефекации и мочеиспускания. Не раньше. До этого возраста у него нет физиологических механизмов, позволяющих регулировать эти процессы осознанно, они созревают только ближе к полутора годам. И все успехи ранних высаживаний – целиком заслуга внимательных мам, но никак не осознанных малышей. Разумеется, круглосуточное нахождение в одноразовых подгузниках не приносит пользы здоровью, и если у вас есть лишнее время – высаживайтесь на здоровье! Но подумайте и о том, что эти минуты (если не часы, проведённые вам в ожидании «пись-пись») вы могли бы наполнить и более содержательным общением с ребёнком J
Про перфекционизм некоторых естественных родителей хочется сказать отдельно – в этом случается главный «перекос». Конечно, всякой маме хочется быть хорошей – и иногда, в стремлении к идеалу она забывает о том, чтобы просто быть… самой собой! В меру плохой и в меру хорошей, весёлой, выспавшейся, со здоровой спиной и доброй улыбкой. Способность чувствовать самого себя и уникальной своей ситуации, доверять интуиции и проявлять здравый смысл бывают полезны при следовании любым инструкциям – пусть даже они придуманы самыми что ни на есть естественными родителями.
Автор – Екатерина Осоченко, сертифицированный инструктор перинатальной йоги, автор книги «Легко родить легко», мама шестерых детей