Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Воскрешение духа
Воскрешение духа
Гарин И. - М.: Терра, 1992. – 640с.
Стр. 331. Не потому ли 99% гениев – интуитивисты?
Шеллинг освобождал философию от экспансии разума.
Гёте говорил: «Чтобы коснуться одежд богини, являющейся в прафеноменах, надо стать обладателем не рассудка, а высшего разума».
Гёте: «Рассудок не достигает природы».
Стр. 334. Заратустра:
«В теле твоём больше разума, чем в твоей наилучшей мудрости. И кто знает, - на что именно нужна твоему телу твоя мудрость?»
Стр. 335. Это Бутру в одночасье с Бергсоном скажет: физические факты познают органами чувств, метафизические – бессознательно.
Стр. 345. Бергсон: «Предмет науки не открытие основы вещей, а доставание хорошего средства действия на них» (здесь и ниже наше выделение жирным шрифтом).
И тот факт, что мы видим предметы с разных сторон, свидетельствует не о глубине, а лишь о множественности наших потребностей.
Стр. 351. Интеллект не столько ограничен, сколько не желает знать своей ограниченности. Его главная иллюзия – собственное всесилие, тоталитарность. Но рассудок на самом деле перифериен: с провинциальными средствами и амбициями он подходит к универсальным задачам….В сущности Бергсонова критика интеллекта адекватна толстовской. В небольшом эссе «О жизни» Великий Пилигрим развил чисто Бергсонову идею, что точность научного знания не гарантирует его адекватности. Сверх того: чем точнее мы знаем, тем поверхностнее наше знание, потому-то лучше всего мы чувствуем самих себя и менее всего – мир мёртвой природы. Математика – самая точная наука и именно потому – самая удалённая от глубинных пластов жизни.
Да, Бергсон вслед за Толстым увидел другую сторону мира, недоступную вычислению…Но ведь и критика Бергсона Расселом убеждает. Значит: либо Бергсон, либо Рассел, либо интуиция, либо рассудок? Но почему всегда или…или? Почему не и…и?
Стр. 353. Бергсон:
«Абсолютное может быть дано только в интуиции, тогда как всё остальное открывается в анализе. Интуицией мы называем род интеллектуальной симпатии, путём которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нём единственного и, следовательно, невыразимого. Анализ же, напротив, является операцией, сводящей предметы к элементам уже известным».
Интуитивное познание более переживается, чем мыслится, оно более красота, чем схема.
Стр. 362. Как-то Лашелье написал Бутру пророческие слова: легенда истинна, а история лжива. За ними стоит нечто большее, чем апология фантазии, - осознание приоритета человеческой глубины над человеческим порядком.
Стр. 388. Уайльд: «Оракул – это первый шаг ко всякому знанию».
…Откровения Иоанна Богослова, Кодзики, Дзэн – что всё это как ни квинтэссенция интуиции как ни озарение, как ни жизненный поры или весть?
Дзэн ещё в шестом веке пришёл к выводу о невыразимости истины в словах и даже к отказу от озарения. Парадоксальность истины в том, что обретает её не тот, кто ищет. Но высшая истина – в отказе от неё…
Махаянский философ Дао Шэн, исходя из главной идеи дзэн о нерасчленённости бытия, сделал вывод о мгновенном восприятии истины, ибо то, что членится не может постигаться по частям: истина озаряет человека мгновенно во всей своей полноте и целостности.
Стр. 392. «Интуиция – сознание инстинкта или сверхразум?»
С кем беседовала Жанна Д ‘Арк.
Стр. 397. Кант:
- Всякое знание происходит из опыта, но из этого вовсе не следует, что оно всё происходит из опыта….Любое знание начинается с интуиции, затем переходит к понятиям и завершается идеями.
Стр. 399. Самое замечательное вначале открывают, а затем обосновывают, доказывают, подтверждают. Конструктор видит до расчёта, математик до доказательства знает результат, политик чует момент. А если не видит, не знает, не чует…
Стр. 403. Сознание и подсознание, разум и интуиция неотделимы, а если отделены, то это симптом болезни.
Важно вот что: целостный мир схватывается правым полушарием, минуя логику и анализ (у новорождённых и совсем юных детишек развито, в основном, правое полушарие - вот почему они гениальны; развитие речевой функции позволяет уверенней себя чувствовать в человеческом обществе, но подавляет гениальные способности; телесная терапия у взрослых открывает дорогу в прошлое, к детской мудрости – наша вставка). Сон нередко открывает то, перед чем анализ бессилен.
Стр. 406. Инстинкт и интеллект попросту презирают друг друга, ибо один только делает. А другой – только знает почему. Мосты же между инстинктом и интеллектом удаётся навести только гению.
- Мои результаты мне давно известны, я только не знаю, как я к ним приду, - отвечает величайший из математиков.
Да, наука строится по принципу Доджсона: сначала приговор, доказательства потом. Открывают интуицией, затем появляются аргументы. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит.
Стр. 414. Гофман:
- В сфере искусства объективного познания вообще не существует, а есть только интуитивное.
Р. Фрай в «Видении и изображении» и К. Белл в «Значимой форме» скажут примерно то же: искусство – сфера интуиции и откровения, которые выше логики и науки.
Стр. 421. Интуиция рождает гениев, но значительно чаще – бредовые идеи.
Стр. 422. Философским лозунгом современности должен стать призыв к обмену интуициями и инсайтами. К синтезу картезианства и кантианства, к максимальному приятию и минимальному отвержению. А вот мы и здесь верны себе: мы отвергаем инсайт за его мистический характер, ибо озарение необъяснимо. Мы отвергаем озарение, ибо не испытываем его. Мы отвергаем то, чего не испытываем, ибо внутренне не уважаем тех, кто испытывает то, чего не дано испытать нам.
…А за экстаз я потому, что вы все – за анализ…
Стр. 426. В мире царят случайность и абсурд, наистраннейшая из возможностей, маскирующаяся под факт.
Сантаяна:
- Я жду, чтобы учёные сказали мне, что такое материя, насколько они могут её раскрыть, и я не удивляюсь и не беспокоюсь, видя абстрактность и смутность их конечных понятий: как могли бы быть чем-то, кроме схемы, наши понятия вещей, столь удалённые от масштаба и сферы наших чувств?..
Общество борется за мир, ввергая его в войну, превращает всех в рабов под аккомпанемент кличей о прогрессе, свободе и процветании. Выход? - Один: духовное освобождение.
Стр. 434. Кузен, Гёте, Шеллинг, Шопенгауэр, Соловьёв предостерегали от начинающейся экспансии примитивного материализма. «Будьте подальше от этой грустной философии, проповедующей материализм и атеизм как средства возрождения мира, - пишет Кузен в 1853 году. – В действительности она убивает, а не возрождает. Не слушайте этих поверхностных умников, которые выдают себя за глубоких мыслителей. Потому что вслед за Вольтером открыли противоречия в христианстве. Знайте, что демократия – тормоз свободы и прямой путь к беспорядкам, а через них – к диктатуре. Требуйте умеренной свободы. Не преклоняйте колен перед богатством, но будьте подальше от всеобщего равенства и братства».
Стр. 557. Мальро:
- Интеллигент не тот, кто испытывает постоянную потребность в книжках, а тот, чья мысль, пусть очень простая, выстраивает его жизнь».
«Ключ человеческий не подходит к мирозданию».
Стр. 563. Религия не только объясняла мир – она делала его значительным. Наука же принесла разрушение и страх.
«Нет науки, которая бы не считала истину высшей ценностью. Но эта истина есть высшая ценность только для самих учёных».
Религия прогресса не оправдала себя. Вместо обещанного совершенствования она привела человечество к дегуманизации и банкротству, как никогда прежде обнажив трагичность бытия.
Стр. 565. Мальро:
Искусство есть анти-Судьба.
Стр. 570. Гёльдерлиновский Гиперион – первый посланец анти-судьбы.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы