Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции
Евроцентризм – эдипов комплекс интеллигенции
Кара-Мурза С.Г. - М.: Алгоритм, 202. – 256с.
…В теперешней нашей стране осуществляется проект ликвидации особой цивилизации, какой была Россия, а затем СССР. Причём везде, где к власти приходили люди, проникнутые идеями евроцентризма, грубо нарушались все традиционные культурные нормы и ритуалы.
С. 9. Евроцентризм – расистская идеология Запада, возникшая вместе с капитализмом в недрах протестантского мироощущения. … Это - идеология, претендующая на универсализм и утверждающая, что все народы и все культуры проходят один и тот же путь и отличаются друг от друга лишь стадией развития. Евроцентризм, получивший мощную идеологическую поддержку от науки (в виде дарвинизма), широко распространился в XIX веке. Но основные его положения остались неизменными и сегодня…Их лозунг: «Следуй за Западом – это лучший из миров».
С. 14. Анализ психологических и этических оснований этой склонности русской интеллигенции доводить любую нестабильность до стадии острого кризиса дали Достоевский и русские философы-эмигранты, наблюдавшие подготовку и осуществление революций 1905 и 1917 гг. Особое внимание обратили эти философы на гибридизацию гипертрофированного морализаторства русского интеллигента с двумя порождениями западной культуры – научным рационализмом и этикой нигилизма Ницше.
С. 19. В рамках евроцентризма сегодня в опалу попало не только Православие, но и другая консервативная (хотя и не такая «реакционная») ветвь христианства – католичество.
С. 44. Сегодня не просто стоит вопрос о разрушении этой системы [народов России] – делается всё возможное для натравливания одной части на другую. И инструментом воздействия на российскую интеллигенцию (а через неё – на «среднего» человека) служит евроцентризм.
С. 51. Рационализм [Декарта] освобождал человека от множества норм и запретов, зафиксированных в традициях, преданиях, табу. В то же время это резко упрощало (и обедняло) культуру. О разрушении традиций под натиском рационализма Конрад Лоренц пишет: «В этом же направлении действует установка, совершенно законная в научном исследовании, не верить ничему, что не может быть доказано. Борн указывает на опасность такого скептицизма в приложении к культурным традициям. Они содержат огромный фонд информации, которая не может быть подтверждена научными методами. Поэтому молодёжь «научной формации» не доверяет культурной традиции».
С. 53. Э. Фромм: «В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируются с помощью рекламы и идеологий. …. Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем, как предполагается, он должен быть. Если он пытается быть самим собой, то ставит под угрозу – в полицейских государствах свою свободу и даже жизнь; в демократических обществах возможность продвижения или, реже, рискует потерять работу и, пожалуй, самое главное, почувствовать себя в изоляции, лишённым коммуникации с другими».
С. 71. Демократия означает подтверждение гражданами выбора, сделанного где-то в загородных клубах. Насколько проще авторитарный режим – он не заставляет человека врать себе самому.
С. 76. Тяжёлый припадок немецкого фашизма только и мог произойти в лоне Демократии и красноречиво высвечивает её генотип.
С. 84. Демократия, замешанная на евроцентризме, означает циничное утверждение права сильного.
С. 86. Сегодня политики постоянно меняют смысл слов и правила игры в зависимости от конъюнктуры. А для объяснений с публикой имеют целую рать профессоров (а кое-где и академиков).
С. 126. Как объяснить, что нормальный интеллигент, часто научный работник, избегает делать структурный анализ ситуации, а сначала воспринимает её идеологическую трактовку?
С. 141. Летом 1993 года – опять суд в Париже, над специалистами из Института Пастера. Они изготовляли гормон роста для детей с признаками низкорослости. Для этого покупали гипофизы трупов и, как полагается на рынке, искали подешевле. Поэтому покупали в экс-социалистической Венгрии. Надо же, даже маленький кусочек трупа идеологически согрешивших людей ценится в десять раз дешевле. Пятнадцать парижских детей были заражены неизлечимой и смертельной вирусной болезнью. Можно ли было проверить купленные по дешёвке (а то и из-под полы) гипофизы? Конечно же, но хлопотно и накладно. А ведь это – не «совки», не калмыки, а институт Пастера.
С. 144. Я утверждаю, что в СССР (а уж в старой России наверняка) средний человек был гораздо лучше защищён от опасности со стороны государственной машины, чем на Западе. Да, защищён не правовыми средствами, а традиционной моралью, теми самыми табу, которые Запад снял при рационализации мышления. И сейчас можно сказать с уверенностью, что моральный тормоз действует более надёжно, чем правовой (наше выделение).
С.151. В России осуществляется проект, цель которого сформулирована как демонтаж всех структур, несущих в себе ген «советской идеологии». По сути это – проект ликвидации особой цивилизации, какой была Россия, а затем СССР. И прежде всего должно быть демонтировано то, что называется культурным ядром общества.
С. 152. Попытка «скопировать» привлекательные черты иной цивилизации и перенести их на свою почву обычно кончается, как отмечал Леви-Стросс, хаосом и разрушением собственных структур.
С. 157. Там, где власть получают люди, проникнутые мироощущением евроцентризма, грубо разрушаются все традиционные культурные нормы и ритуалы, вызывающие у самодовольного культуртрегера отвращение как «архаические пережитки».
С. 166. Иногда просто поражаешься тому, насколько в испанцах, как и русских, сильны остатки крестьянского мироощущения, вплоть до ощущения пространства и времени.
С. 171. На большей части территории СССР сегодня установлен политический режим, в котором евроцентризм является доминирующей идеологией.
С. 173. Сегодня русских уже не только «вычёркивают» из цивилизации, но и ставят под сомнение их полную принадлежность к биологическому виду человека. И это уже практически не вызывает ни возражения, ни удивления в образованной аудитории, хотя ещё четыре года назад было просто немыслимо (наше выделение).
Кара-Мурза убедительно показывает, как евроцентристы жонглируют словом «свобода», подкупая доверчивые души, среди которых оказалась и большая часть российской интеллигенции. Однако в действительности речь всегда шла и идёт не о свободе, а о «мифе свободы» – одном из важных компонентов евроцентризма как идеологии.
С. 182. Конрад Лоренц: «Юноши, освободившиеся от традиций, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринёрские формулы. Стремление принадлежать к группе так сильно, что юноши готовы примкнуть к любой фальшивке».
С.184. Каждая культура ограничивает свободу вполне определёнными рамками, и применение этого понятия вне времени и пространства – вечная основа демагогии. Этические ограничения – один из важнейших каркасов, на которых держится общество. Разрушение этого каркаса вместо осторожной и постепенной замены деталей неизбежно создаёт ведущий к массовым страданиям хаос, хотя и сопровождаемый гимном свободе.
С. 186. Евроцентризм включает в себя идею свободы от мира. Для ощущения свободы и для ощущения безграничности прогресса было необходимо, чтобы в картине мира человек был выведен за пределы природы, чтобы он противостоял ей, побеждал её, познавал и извлекал из неё нужные ресурсы. Если человек и венец природы, то независимый от неё венец. Это ощущение вызывает тоску одиночества, но и делает ощущение свободы максимально полным.
С. 200. То наполненное поистине религиозным смыслом понятие свободы, которому следуют радикальные «реформаторы», не оставляет русскому народу никакого шанса приобщиться к лику не только свободного человека, но и вообще человека. Ибо в голове у наших радикалов – культ сверхчеловека, убогая имитация Ницше. Та антропологическая модель, которая взята евроцентристами-радикалами за исходную базу их идеологического похода, неизбежно ведёт к тоталитаризму наихудшего толка – к диктатуре меньшинства, уверенного, что оно призвано командовать стадом, недочеловеками.
С. 207. Горбачёв… упрекает Клинтона в «корректно не оформленных» бомбардировках Ирака. Как обычно, все утверждения М.С. Горбачёва округлы, туманны – не к чему придраться. А в целом ощущение такое, будто проглотил что-то нехорошее. Ибо всё, к чему он ни прикасается своим пером, теряет своё человеческое измерение, свою этическую компоненту, превращается в объект аппаратной технологии.
С. 225. Режим Ельцина торопился «продавить» новую конституцию. Обращает внимание одно вроде бы безобидное положение, которое гласит: «Частная собственность является естественным правом человека» …
с. 227. За этим стоит желание придать силу природного закона праву на эксплуатацию человека человеком, а выступать против природных законов – безумие.
С. 229. Реформация совершила духовную революцию, возведя на пьедестал индивидуума и дав ему право самому трактовать Священное писание, причём делая акцент не на Евангелии, а на некоторых книгах Ветхого Завета.
С. 237. Именно исходя из концепции человека-атома, индивида, Томас Гоббс создал философскую основу рыночной экономики, которая и формулирует её естественное право. В чём же оно? В войне всех против всех, в силе, основанной на собственности, «законным способом» отнятой у ближнего. Гоббс представляет «естественного» человека, очищенного от всяких культурных наслоений, и утверждает, что его природное, врождённое свойство – подавлять и экспроприировать другого человека. Маршалл Салинс пишет: «По крайней мере начиная с Гоббса склонность западного человека к конкуренции и накоплению прибыли смешивалась с природой, а природа, представленная по образу человека, в свою очередь вновь использовалась для объяснения западного человека. Результатом этой диалектики было оправдание характеристик социальной деятельности человека природой, а природных законов – нашими концепциями социальной деятельности человека. Человеческое общество естественно, а природные сообщества любопытным образом человечны. Адам Смит даёт социальную версию Гоббса; Чарльз Дарвин – натурализованную версию Адама Смита и т.д. С XVII века, похоже, мы попали в этот заколдованный круг, поочерёдно прилагая модель капиталистического общества к животному миру, а затем используя образ этого «буржуазного» животного мира для объяснения человеческого общества. …Похоже, что мы не можем вырваться из этого вечного движения взад-вперёд между окультуриванием природы и натурализацией культуры, которое подавляет нашу способность понять как общество, так и органический мир»…
С. 239. Интересно сравнение образов животных у Льва Толстого и Сетона-Томсона. Толстой, с его утверждениями любви и братства, изображает животных бескорыстными и преданными друзьями, способными на самопожертвование. Рассказы Сетона-Томсона написаны в рамках идеологии свободного предпринимательства в стадии его расцвета. И животные здесь наделены всеми чертами оптимистичного и энергичного предпринимателя, идеального self-made man. Если они и вступают в сотрудничество с человеком, то как компаньоны во взаимовыгодной операции.
Итак, первый вывод, который приходится сделать: наша либеральная интеллигенция в лице её делегатов, сочинивших проект конституции, предлагает положить в основу нашего жизненного устройства самую тоскливую и разрушительную философскую идею Гоббса. Ибо даже фашизм не доходит до идеи войны всех против всех, а предлагает хоть и извращённую, но солидарность части людей.
С. 251.Если наша культура переживёт это новое нашествие тевтонов, то внуки напишут беспристрастную историю. Но для этого и приходится писать книги с пристрастием.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы