Читальный зал
Рекомендуем
Новости редактора
Мир, каков он есть. Философские повести
Мир, каков он есть. Философские повести
Вольтер. – М.: Правда, 1985. – С. 98 – 113.
Стр. 107. Чтобы немного утешиться, пригласил к обеду нескольких учёных для развлечения…Они слетелись, как осы на мёд. Бездельники торопились поесть и наговориться; они восхваляли две категории людей – покойников и самих себя, но отнюдь не современников, если не считать хозяина дома. Когда кому-нибудь удавалось хорошо сострить, остальные потупляли взоры и покусывали себе губы от досады, что острота сказана не ими.
***
Вольтер. Мемнон, или Благоразумие людское /Вольтер. Философские повести: Пер. с фр. – М.: Правда, 1985. – С. 114 – 119.
«Лучше разделить незатейливую трапезу с моими близкими друзьями. В их милом сердцу обществе я позабуду совершённую поутру глупость».
***
Вольтер. Микромегас/ Вольтер. Философские повести: Пер. с фр.. – М.: Правда, 1985. – С. 123 – 144.
Блез Паскаль, как свидетельствует его сестра, играя открыл и доказал тридцать две теоремы, став после этого достаточно посредственным геометром и весьма скверным метафизиком.
***
Вольтер. Царевна Вавилонская / Вольтер. Философские повести: Пер. с фр.. – М.: Правда, 1985. – С. 339 – 406.
Стр. 406. Он надеется спасти себя, увеличив число виновных.
***
Вольтер. Кандид, или Оптимизм/ Вольтер. Философские повести: Пер. с фр. – М.: Правда, 1985. – С. 153 – 242.
Стр.154. Однажды Кунигунда… увидела между кустарниками доктора Панглоса, который давал урок экспериментальной физики горничной её матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень покладистой.
Стр. 162. Половина пассажиров, ослабевших, задыхающихся в той невыразимой тоске, которая приводит в беспорядок нервы и всё телесное устройство людей, бросаемых качкою корабля во все стороны, не имела даже силы тревожиться за свою судьбу. Другие пассажиры кричали и молились. Паруса были изорваны, мачты сломаны, корабль дал течь. Кто мог, работал, никто никому не повиновался, никто не отдавал приказов.
Стр. 169. Между обедней и казнью дамам разносили прохладительные напитки.
Стр. 177. Я родился в Неаполе. Там оскопляют каждый год две-три тысячи детей; одни из них умирают, другие приобретают голос, красивее женского, третьи даже становятся у кормила власти.
Стр. 178. Русских убили очень много, но они сторицей отплатили за это. Азов был предан огню и мечу; не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков;
Стр. 212. Это учёный, - сказала дама, - который не играет; вместе с аббатом они иногда приходит ко мне ужинать. Он знает толк в трагедиях и в книгах и сам написал трагедию, которую освистали, и книгу, которую никогда не видели вне лавки его книгопродавца, за исключением одного экземпляра, подаренного им мне.
- Великий человек! – сказал Кандид.
Стр. 220. Моя невиновность не спасла бы меня, не будь я недурна собой. Судья меня освободил с условием, что он наследует врачу.
Стр. 223. Музыка нынче превратилась в искусство умело исполнять трудные пассажи, а то, что трудно, не может нравиться долго. Я любил бы оперу, если бы не нашли секрета, как превращать её в отвратительное чудище.
***
Вольтер. История путешествий Скарментадо, написанная им самим / Вольтер. Философские повести: Пер. с фр. – М.: Правда, 1985. – С. 145 – 152.
Стр. 145. Когда я прибыл в Гаагу. Как раз отрубали голову одному почтенному старцу. То была плешивая голова первого министра Барневельдта, самого заслуженного человека в Республике. Поддавшись жалости, я осведомился, в чём состояло его преступление, может быть, он совершил государственную измену?
- Он совершил нечто гораздо худшее, - ответил мне проповедник в чёрной мантии. – Этот человек полагал, будто можно с тем же успехом спастись добрыми делами, как и верою. Вы, разумеется, понимаете, что ни одна республика не выдержит, ежели распространятся подобные суждения, и что надобны суровые законы, дабы пресечь такую мерзость и позор.
***
Вольтер. История Доброго Брамина / Вольтер. Философские повести: Пер. с фр. – М.: Правда, 1985. – С. 243 - 245.
Стр. 244. – Вы правы, - отвечал он, - я сотни раз говорил себе, что был бы счастлив, будь я так же глуп, как моя соседка, и всё же мне не хотелось бы такого счастья.
Стр. 245. Ясно, - говорил я, - что предпочтительнее не обладать здравым смыслом по той простой причине, что здравый смысл способствует нашему несчастью.
Все согласились со мной, и тем не менее никто не хотел быть дураком, чтобы быть счастливым. Отсюда я заключил, что если мы дорожим счастьем, то ещё больше дорожим разумом. Но если пораздумать, окажется, что предпочитать разум счастью значит быть безрассудным. Как же объяснить это противоречие? Так же, как все прочие. Тут есть о чём поговорить.
Главная страница /
Зал художественной и мудрой литературы